Вызовы-2050: ускоренная урбанизация, сплошная цифровизация, миграция, альтернативная энергия

Глобализация

Система мировой экономики представляет собой некий механизм, состоящий из взаимосвязанных частей, которыми в свою очередь являются основные субъекты. Главные составные части мировой экономики представлены национальными хозяйствами, транснациональными корпорациями и международными экономическими организациями. На развитие мирового хозяйства непосредственное влияние оказывают различные факторы, вызывающие мегатенденции.
Тенденции – это направления развития какой-либо сферы жизни или отрасли экономики, которые складываются под влиянием образа жизни, общественных запросов или экономических процессов.
Пожалуй, ведущей тенденцией начала XXI века можно назвать глобализациюпроцесс усиления экономической интеграции между странами, приводящий к слиянию отдельных национальных рынков в один мировой.
Самым уязвимым последствием глобализации является то, что она, как правило, оказывает дестабилизирующее воздействие на политические, социальные, культурные и другие аспекты жизни национальных хозяйств.
К результатам глобализации также можно отнести опережающий рост международной торговли в сравнении с ростом ВВП. При глобализации наблюдается прогрессивный рост обмена консалтингом, инжинирингом, маркетингом и увеличение торговли средней и высокотехнологичной продукцией.

По мнению экспертов, их совокупная доля в мировом экспорте в наступающем году должна превысить 70%. Глобализация также ускоряет инновационный процесс в части роста инвестиций в НИОКР: в 2020 году на долю Китая пришлось около 20% от мирового объема НИОКР, на США – 28%, на остальные страны Азии – 45%.

Ускоренная урбанизация

Число городов мира с населением 300 тысяч человек и более по размеру, 1950-2035 годы, источник: United Nations

По данным ООН, на сегодняшний день более половины населения планеты живет в городах (55%). Согласно прогнозам, прирост населения будет осуществляться за счет роста числа жителей в городах, и к 2030 году число городских жителей составит 60%, а к 2050 году достигнет 72%. В ближайшие десятилетия 95% урбанизации будет приходиться на развивающиеся страны.

Хотя урбанизация возникла в начале 20 века в Европе и Северной Америке, сейчас она приобретает новые черты. Гораздо больше людей будут жить в городах с населением менее 1 млн человек, за ними последуют города с населением от 1 до 5 млн.
Эти малые и средние города в настоящее время растут вдвое быстрее, чем мегаполисы. Количество мегаполисов к 2030 году существенно не увеличится. 43 агломерации с населением более 10 миллионов человек в мире (одна из которых, Париж, будет расположена в ЕС) – будут важной особенностью 2030 года, в которых будет проживать только 8% мирового городского населения, в то время как остальные будут жить в городах среднего размера.

Увеличение числа и рост мегаполисов с населением более 10 млн приведет к их конкуренции, а для создания инфраструктуры городов потребуется реализация множества мегапроектов в области транспорта, системы образования и здравоохранения, безопасности и т.д.
Высокая концентрация людей в городах также определяет большие объемы энергопотребления и загрязнения окружающей среды. При незначительных занимаемых площадях 3% земной суши – города, которые потребляют 60-80% энергии и выбрасывают 75% углерода.

Во избежание социальных, экологических и экономических потерь, одним из главных принципов развития общества становится повышение жизнестойкости городов и поиск решений, направленных на устойчивое развитие территорий и равномерное использование ресурсной базы. Понятие жизнестойкости подразумевает под собой способность прогнозировать и учитывать негативные изменения, происходящие со временем в культурной, социальной, экологической жизни города, адаптироваться к ним и формировать новую модель развития с учетом произошедших изменений в целях устойчивого развития. Неучет этих факторов при высоких темпах урбанизации приводит к появлению трущоб, хаотичному разрастанию городов и бессистемному расползанию пригородов. Создание социально и экономически привлекательных районов для жизни на базе монопрофильных городов будут способствовать оттоку населения из крупных городов.
Мировой опыт показывает, что при успешной реструктуризации монопрофильных городов должны использоваться их преимущества, выраженные в уникальном рекреационно-туристическом потенциале, развитии транспортной инфраструктуры или устойчивости градообразующего предприятия к кризисным явлениям.

Экспоненциальный рост информационных технологий

Рост технологического сектора по странам

К 2030 году планета будет продолжать становиться тесней: не только больше людей смогут общаться через интернет (90% населения мира смогут читать; 75% будут иметь мобильную связь; 60% должны иметь широкополосный доступ), но они также будут больше передвигаться. Это значит, коммуникации будут не только виртуальными и цифровыми, но и физическими.
Интернет будет в автомобилях, предметах домашнего обихода и даже в человеческих телах. К 2030 году количество устройств, подключенных к интернету, достигнет 125 млрд, по сравнению с 27 млрд в 2017 году
К 2030 году почти все европейские автомобили будут подключены к интернету, что сделает дороги безопаснее. Путешествия по воздуху также станут безопасней. К 2030 году количество авиапассажиров почти удвоится и превысит 7 млрд (большинство из низ будут из Азии), грузовые авиаперевозки увеличатся втрое, а портовые перевалки морских контейнеров – в 4 раза.
Технологии смогут помочь удовлетворить потребности в занятости: например, к 2030 году отрасль коммерческой авиации потребует в три раза больше пилотов, чем сегодня. С изменением скорости распространения информации, реакция на определенные вопросы политики, бизнеса будет более интенсивной и сосредоточенной. Институционализация подразделений долгосрочного стратегического мышления будет ключом к предотвращению краткосрочного подхода в условиях стресса. Киберпространство станет одним из полей битвы, на котором государства и негосударственные субъекты будут противостоять друг другу. Связь поможет людям идентифицировать себя с проблемами глобальной политики за пределами своих границ, создавая кластеры онлайн-гражданства.

Изменение климата, революция в области возобновляемых источников энергии
Согласно прогнозам, спрос на энергоносители уже к 2030 г. увеличится на 50%, а потребление воды – на 40%. Все более актуальней для правительств и бизнеса станет задача обеспечения ресурсами, что приведет к возникновению новых отраслей, технологий и некоторому росту политической напряженности.
Учитывая, что к 2030 году население планеты достигнет 8,3 млрд человек, нам понадобится

Сегодня проблема парникового эффекта является глобальной экологической проблемой. При этом количество машин в мире растет. При нынешних темпах роста к 2030 году в мире будет около 1 млрд машин.
Между 2000 и 2010 годами наблюдался самый мощный рост выбросов парниковых газов за последние 30 лет. По данным Всемирной метеорологической организации, в 2018 году их концентрация в атмосфере достигла рекордно высокого уровня.
Без парникового эффекта средняя температура планеты с нынешних +15С могла бы быть -18С. Но сегодня концентрация достигла такого значения, что появился сверхсильный парниковый эффект. Океан покрывает 71% поверхности нашей планеты. Испарение существенно увеличивается – это одна из причин усиления парникового эффекта.

«СО2 – это невидимая, но вполне реальная угроза. Это означает повышение глобальных температур, увеличение числа экстремальных погодных явлений, таких как паводки, таяние льдов, подъем уровня моря и увеличение кислотности океанов», – предупреждает генеральный секретарь Всемирной метеорологической организации Мишель Жарро.

С 2006 г. Китай является лидером по объему выбросов СО2 в мире, на его долю приходится почти четверть всех выбросов – 9,4 млрд тонн. Далее следуют США, Индия, Россия и Япония.

Крупнейшие производители выбросов CO2 от ископаемого топлива в мире за 2019 г., по доле выбросов

Согласно расчетам Института энергетических исследований Российской академии наук, мировой спрос за период 2010 – 2040 годы вырастет на все энергоносители: на нефть – на 19%, уголь – 36% (в основном в период до 2020 года), газ – 64%, атомную энергию – 72%, возобновляемые источники энергии (ВИЭ) – 92%.
К 2050 году Европа планирует сократить выбросы парниковых газов на 80-95% от уровня 1990 года, что означает полный отказ от машин с двигателями внутреннего сгорания.

Первым шагом станет запрет продаж таких машин. К 2025 году это произойдёт в Норвегии и Голландии, к 2030 – в Германии, Ирландии, Словении, к 2035 – в Дании, к 2040 – во Франции, Великобритании, Испании. Аналогичные шаги запланированы в Израиле (2030), Австралии (2030), Мексике (2050), Японии (2050) и многих других странах мира. Китай планирует переход на электромобили к 2030 году.

Ввиду того, что вероятность роста потребления энергии в будущем высока, хоть и со смещением на Афро-Азиатские страны, для окружающей среды жизненно необходимо, чтобы электроэнергия вырабатывалась при максимальной экологической эффективности, особенно при использовании ископаемых топливных ресурсов, которое сопряжено с выбросами парниковых газов.
В 2016 году около 19,3% мировых потребностей энергии были удовлетворены с помощью возобновляемых источников. В последнее десятилетие значительно возросло производство энергии с помощью альтернативной энергетики в Евросоюзе: например, в 2004 – 2016 гг. доля возобновляемой энергии, производимой на территории ЕС, возросла с 14% до 25%.
Потребление энергии из возобновляемых источников обладает положительным ростом. Высокие темпы роста в период с 2020-2040 гг. будут обеспечиваться удешевлением технологий и повышением конкурентоспособности, а также активной господдержкой. К 2040 году на долю ВИЭ (без учета гидроэнергии, но с учетом биотоплива) будет приходиться 14,7% мирового энергопотребления и 12,5% выработки электроэнергии (против 11 и 3,7% в 2010 году).
Согласно отчету Frost & Sullivan «Возможности роста от декарбонизации на мировом рынке электроэнергии за 2019-2030 годы», в течение следующего десятилетия в ВИЭ будет вложено около 3,4 трлн долларов США, в том числе 2,72 трлн долларов в ветряную и солнечную энергии. К 2030 году 54,1% установленной мощности будут возобновляемыми (включая гидроэнергетику), а 37,9% будут сочетанием солнечной и ветровой энергий.

Верхний график: падение связанных с энергетикой мировых выбросов СО2 (в Гт) после глобальных исторических потрясений, 1900-2020 года. Нижний график: ежегодные изменения объема выбросов (в Гт), 1900-2020 годы; красным выделен прогнозируемый спад эмиссии в 2020 году, источник: IEA

Снижение затрат и политика использования возобновляемых источников энергии, принятая отдельными странами в шести основных географических регионах (Северной Америке, Латинской Америке, Европе, Ближнем Востоке, Китае и Индии), являются важными причинами, по которым ожидается добавление солнечных фотоэлектрических (PV) и ветровых мощностей.
«Устанавливая квоты на вредные выбросы, используя другие, по своему характеру тактические меры, мы на какой-то срок снимем остроту проблемы, но кардинально ее не решим. Нам нужны качественно иные подходы. Речь должна идти о внедрении принципиально новых технологий, которые не наносят урон окружающему миру, а существуют с ним в гармонии»,— заявил президент РФ Владимир Путин
«Зеленые» источники энергии имеют многообещающие перспективы для создания рабочих мест, что делает их будущим активом экономики, открывает возможности для международного партнерства, потенциально снижая важность зависимости от ископаемого топлива.

Демография и миграция
В 2030 году нас будет уже не 7,6 миллиардов, а 8,6 миллиардов. Численность населения мира в обозримом будущем продолжит расти и, как ожидается, достигнет к 2050 году 9,7 млрд человек.

Городское население мира по городам разного размера, миллионов человек, 1950-2035 годы, источник: United Nations

Демография будущего делит мир на два лагеря: один растет, а другой сокращается. Первый имеет место в Африке, к югу от Сахары, и в Южной Азии (например, Нигерия, Танзания, Эфиопия, Индия и Пакистан). Еще один регион со значительным ростом, который особо интересен для ЕС – это Египет с приростом в 21 млн человек. С сегодняшних 235 млн населения к 2030 году Южная Европа вырастет до 282 млн. 27 государств-членов Евросоюза, по прогнозам, составят с сегодняшних 498 млн – 529 млн к 2030 году (в 2018 году цифра составляла 513,8 млн, включая Соединенное Королевство).
Второй лагерь – Восточная Европа, которая сократится с 74 млн в 2020 году до 71 млн к 2030 году. В России также прогнозируется убыль с 143,9 млн до 140,5 млн. Китай достиг своего «пика» и останется стабильным на уровне около 1,4 млрд. В целом в ближайшие годы численность населения более чем 50 стран сократится.

ХХI век – век миграции

Миграция населения в мире в 2015 г.

Миграция – это камертон современного общества. С каждым годом увеличивается число мигрантов в мире. Число международных мигрантов в мире достигло 272 млн в 2019 году, что на 51 млн больше чем в 2010 году, к 2050 году оно достигнет 321 млн человек. В настоящее время международные мигранты составляют 3,5% населения мира, по сравнению с 2,8% в 2000 году, по данным ООН.
Сейчас мы наблюдаем совсем новую тенденцию в Европе. «Экономист» сообщает: люди обеспокоились, поняв, что их здоровье зависит от импорта средств индивидуальной защиты и от рабочих-мигрантов, которые работают в домах престарелых, собирает урожай и т. д.
В зоне риска три мировых региона — страны Африки к югу от Сахары, Южная Азия и Латинская Америка, где климатические изменения уже сейчас вынуждают людей искать более пригодные для жизни районы. Население этих мест составляет 55% жителей всех развивающихся стран мира.
Если мировое сообщество не обратит пристальное внимание на проблему, к 2050 году около 86 млн человек в странах Африки, 40 млн в Южной Азии и 17 млн жителей стран Латинской Америке покинут места, где они сейчас живут, — прибрежные районы, которые часто страдают от штормов, расположенные в низменностях города, которым может угрожать затопление, высокогорья, которые испытывают недостаток в воде для земледелия и др.
Рост численности населения в одних странах и его замедление в других затрагивает все сферы жизни: от перераспределения экономических сил, до нехватки ресурсов и изменения социальных норм. Влияние этого приведет к тому, что к 2050 г. объем глобальной экономики увеличится в 3 раза. Чтобы экономика была успешной, правительствам нужно, в первую очередь, создать условия для привлечения в свои страны талантливых людей.
Исследовательский центр Pew Research Center обнаружил, что ведущие эксперты расходятся во мнениях относительно того, заменят ли будущие технологии больше рабочих мест, чем они создадут к 2025 году.
По данным Всемирного банка, в течение следующих десяти лет на рынок труда выйдет миллиард человек, в то время как по одному прогнозу к 2030 году будет потеряно 2 миллиарда рабочих мест
Сегодня фиксируется неуклонный и стремительный рост нестандартных форм использования рабочей силы в экономике большинства стран. Только в Европе, Индии и Соединенных Штатах трудится сегодня около 77 млн граждан, имеющих статус фрилансеров. В США уже несколько лет назад более 40% трудящихся работали в условиях нестандартной занятости, причем с 2010 г. их число выросло на 36% . К 2030 г. доля полностью занятых работников на условиях традиционного найма упадет до 9%.
Исследования Deloitte свидетельствуют, что в 2020 г. компании доведут численность работающих по договорам до 37%, фрилансеров – до 33% и работников «по запросу» – до 28%.
Поскольку темпы роста значительно опережают возможности правового и социально-экономического осмысления данного явления, механизмы регулирования таких отношений, позволяющие нивелировать социальные последствия происходящих трансформаций, пока не сложились. Новые формы занятости еще ждут своего даже не регулирования, но осмысления, что весьма затруднено именно «текучим», зыбким, ежедневно меняющимся ландшафтом новой социальной действительности.