Согласно последнему отчету Bloomberg и Всемирного делового совета по устойчивому развитию, крупнейшими рынками G20 для промышленных предприятий, стремящихся декарбонизировать свою низко- и среднетемпературную энергию, являются – Китай, Франция, Италия, Германия, Южная Корея и Великобритания
Переход к низкоуглеродной энергии уже идет полным ходом в электроэнергетическом секторе, но один ключевой аспект перехода остается незамеченным. Пока практически не достигнуто никакого прогресса в обезуглероживании промышленного тепла – важной части производственных процессов. Например, поступление энергии запускает химические реакции при производстве лекарств и бытовых чистящих средств. Это необходимо для превращения металлической руды в сталь и, в конечном итоге, в товары народного потребления, такие как автомобили. Его также используют для пастеризации молока, варки пива и сушки бумаги.
В 2018 году на промышленное использование тепла приходилась 2/3 мирового конечного спроса на энергию, при этом выбросы углекислого газа примерно равнялись общим выбросам всего транспорта. На сегодняшний день уголь, нефть и природный газ преобладают в топливных ресурсах для отопления.
Источники низкоуглеродного тепла – следующее серьезное препятствие для промышленных предприятий, стремящихся достичь «чистых» климатических целей. К примеру, Novartis – глобальная фармацевтическая компания, настроена на достижение 100% возобновляемой электроэнергии на своих предприятиях в Европе, Канаде и США.
Глава отдела внешних связей Novartis по экологической устойчивости Джеймс Гудро, заявил, что «обезуглероживание технологического тепла является следующей большой проблемой для достижения наших климатических целей на период до 2030 года».
- Эта задача может показаться сложной, но для корпораций она не является непреодолимой.
- Решения по возобновляемым источникам тепла существуют и финансово приемлемы для использования уже сегодня на многих рынках, особенно в рамках низких и средних температур (определяемых до 400 °C).
- Ожидается, что электрификация с использованием промышленных тепловых насосов и электрических котлов будет лидирующей отраслью, но биоэнергетика, геотермальная энергия и солнечная энергия будут играть решающую роль.
Такие корпорации, как Philips, уже заявили о своем намерении от полного отказа от ископаемого топлива.
«После того, как в 2020 году наша деятельность стала углеродно-нейтральной, мы подняли собственную «зеленую» планку и взяли на себя обязательства по достижению научно обоснованных целей сокращения выбросов всей производственно-сбытовой цепочки в соответствии со сценарием глобального потепления на 1,5 °C. Для наших предприятий, которые теперь работают на 100% возобновляемой электроэнергии, это означает отказ от ископаемого топлива в последующих процессах», – сказал Роберт Мецке, руководитель глобального отдела устойчивого развития Philips.
Проблема возобновляемого тепла в значительной степени носит экономический характер: производство промышленного тепла с использованием ископаемого топлива является конкурентоспособным по стоимости на большинстве рынков, в то время как многие варианты использования возобновляемых источников энергии связаны с высокими первоначальными капитальными затратами. Кроме того, не существует единого ответа, который можно было бы применить в глобальных портфелях. Для определения наиболее конкурентоспособных вариантов требуется подробный анализ.
Страны-лидеры программы декарбонизации
- Bloomberg NEF и Всемирный деловой совет по устойчивому развитию (WBCSD) разработали так называемые «горячие» точки для возобновляемой электроэнергии. Это руководство для промышленных предприятий, в котором указывается, какие страны-члены G-20 могут предложить наилучшие условия для обезуглероживания легкой промышленности.
- Проект касается декарбонизации промышленного тепла в рамках низких и средних температур.
- Лидирующими странами в категории декарбонизации средне- и низкотемпературных производств считаются – Китай, Франция, Германия, Италия, Южная Корея и Великобритания.
- Эти государства предложили лучшие рыночные условия, политику и наличие ресурсов для поддержки декарбонизации. Такое единогласие довольно многообещающе, поскольку сегодня на ведущие рынки приходится почти половина потребляемого тепла с низкими и средними температурами, главным образом за счет Китая.
- К сожалению, США и Индия, на которые приходится вторая и третья по величине доля спроса на тепло с низкой и средней температурой соответственно, признаны менее благоприятными рынками для декарбонизации. Это обусловлено тем, что на обоих рынках проводилась политика, ограниченная отсутствием интереса национального масштаба.
- Кроме того, обезуглероживание тепла в таких странах, как Россия, Саудовская Аравия и Южная Африка, тоже представляется глобальному рынку особо сложной задачей.
- В странах, признанных наиболее благоприятными для декарбонизации, имеются относительно высокие цены на ископаемое топливо и низкое соотношение электроэнергии и газа. Наличие этих условий уже позволяет предполагать, что проекты могут быть реализованы. У них также более зрелые рынки для решений в области ВИЭ, что свидетельствует о наличии опытных установщиков и поставщиков решений.
- Правительства, стремящиеся достичь показателей «чистого» или нулевого углерода, должны суметь привлечь и удержать ведущие отрасли промышленности в этих рамках, сосредоточившись на разработке политики поддержки этих мер.
- Установление налога на выбросы углерода – стало самым популярным способом для многих стран, хотя цены и распределение бесплатных квот ослабили потенциальное воздействие закона.
- Для эффективного обезуглероживания электроэнергии будет крайне важно улучшить углеродные рынки и реализовать такие стратегии, как субсидирование первоначальных затрат и целевые показатели использования возобновляемых источников тепла.
- Любой прогресс, достигнутый странами «Большой двадцатки», станет огромным шагом на пути к достижению целей в области климата и будет в центре внимания COP26 в ноябре (26 конференция Организации Объединенных Наций по изменению климата 2021 года).
Стратегия быстрой декарбонизации в США, ЕС
- Основные стратегии поддержки быстрой декарбонизации в мире – это «Fit For 55» и программа «чистой» энергии стоимостью в $3,5 трлн, предложенная президентом Байденом. Они представляют собой значительный потенциал инвестиционной возможности для электроэнергетических компаний.
- Чтобы достичь углеродной нейтральности к 2050 году, ЕС и США нацелены на значительную декарбонизацию своих энергетических секторов уже к 2030 и 2035 годам соответственно.
- Это потребует значительного увеличения инвестиций и ежегодных возобновляемых мощностей. В ЕС, например, согласно данным Европейской комиссии, ежегодный прирост производства ВИЭ в этом десятилетии должен увеличиться примерно в 2 раза.
- Чтобы помочь своим экономикам справиться с этим сдвигом, правительства вводят такие меры поддержки, как «Fit For 55» в Европе и программа администрации Байдена по «чистой» энергии. Эти проекты предоставят коммунальным предприятиям значительные возможности для увеличения своих возобновляемых мощностей.
- S&P Global Ratings отмечает ряд рисков для производителей электроэнергии. Один их них – это ускорение производителей нефти и газа в генерации менее углеродоемких источников энергии.
ВИЭ потребуют от стран огромного наращивания мощностей в борьбе с препятствиями
- Пакет Европейской комиссии «Fit for 55» нацелен на воспроизведение 10 млн тонн «зеленого» водорода в год к 2030 году. Чтобы достичь этого, Европе необходимо будет добавить 45-55 ГВт возобновляемой мощности в год в этом десятилетии (20-30 ГВт в год для солнечной энергии и 25 ГВт – для ветровой) по сравнению с 30 ГВт, нарощенными в 2020 году (20 ГВт солнечной энергии и 10 ГВт – ветровой).
- Программа Байдена, которая нацелена на полную декарбонизацию национального рынка электроэнергии США к 2035 году, потребует удвоения возобновляемых мощностей до 30 ГВт в год в 2021-2025 годах (с 15 ГВт в 2020 году) и повторного удвоения до 60 ГВт в 2026-2030 годах.
- Безусловно, меры господдержки будут способствовать достижению указанных результатов, но есть ряд проблем, которые придется решить в направление ВИЭ.
Инфляция может поставить под угрозу темпы роста возобновляемых источников энергии
- Затраты на производство возобновляемой энергии на сегодняшний день демонстрируют первичное отклонение от ожидаемого снижения примерно на 40% к 2030 году.
- По оценкам S&P Global Platts Analytics, затраты на ввод в эксплуатацию солнечных энергостанций в этом году увеличатся до 10%, а стоимость морских и наземных ветроэнергетических проектов к концу года вырастет на 4% и 8% соответственно.
- Рост связан с поднявшимися ценами на сырье (медь, алюминий и сталь) которое используется для солнечной и ветровой энергии.
- Заводы уже ощутили спад как в производстве, так и в сфере строительства новых предприятий.
- Кроме того, узкие места в транспортировке энергии повышают затраты и затрудняют закупку материалов.
- Если всплеск продолжится, это может поставить под сомнение постепенное снижение производственных затрат и замедлить темпы роста.
Рекордно высокие цены на энергоносители могут ослабить политическую поддержку
Резкий рост цен на газ, углерод и электроэнергию, особенно в Европе, выдвинул на передний план такие социальные проблемы, как доступность энергии. Хотя уголь все чаще выбывает из энергетического баланса в Европе и США, использование остаточных эксплуатационных мощностей по добыче угля растет. В то время как политические инициативы направляются на декарбонизацию, социальные последствия роста цен на электроэнергию могут привести к ослаблению господдержки поддержки и смениться политической и социальной напряженностью. Таким образом, риски для производителей электроэнергии растут.
Надежность цепочки поставок и перспективы получения доходов – главный вопрос повестки дня
Между тем, цепочки поставок ВИЭ изо всех сил пытаются идти в ногу с требуемыми темпами развития. Кроме того, риски каннибализации доходов, то есть подверженность влиянию цен на электроэнергию в отсутствие нормативных минимальных цен или долгосрочных соглашений о покупке электроэнергии, остаются проблемой для электростанций с возобновляемыми источниками энергии в долгосрочной перспективе. Это связано с тем, что фундаментальные факторы рынка электроэнергии существенно изменятся, когда возобновляемые источники энергии с нулевой маржинальной стоимостью станут доминирующими установщиками цен, даже если текущие краткосрочные цены на электроэнергию явно станут большим стимулом для строительства электростанций.
Необходимо будет устранить риск перебоев в поставках
Возобновляемые источники энергии, такие как ветер и солнечная энергия, не могут производить энергию круглосуточно. С учетом истощения запаса резервных мощностей и экстремальных погодных явлений мы видим возрастающий риск отключений электроэнергии и потребность в диспетчеризованной энергии, то есть в источниках энергии, которые можно включать и выключать по запросу. Таким образом, риск прерывистости станет еще одним ключевым фактором, на который следует обратить внимание, когда речь идет о перспективах роста рынка ВИЭ. Чтобы снизить этот риск и достичь нулевых амбиций, рост возобновляемых источников энергии должен сопровождаться решениями, повышающими надежность системы (аккумуляторы / накопители энергии, модернизация передачи, реагирование на спрос, улавливание, использование и хранение углерода, а также водород в очень долгий срок). По мере увеличения доли прерывистой генерации, безуглеродная диспетчерская энергия станет еще более актуальной, в том числе ядерная.
Глобальные показатели ВИЭ
- По данным Международного агентства по возобновляемым источникам энергии (IRENA), на долю ВИЭ, главным образом энергии ветра и солнца, в 2020 году пришлось 82% новых электрогенерирующих мощностей в мире по сравнению с 73% годом ранее.
- Более половины новых возобновляемых мощностей было установлено в Китае – 136 ГВт.
- Общий объем генерирующих мощностей на возобновляемых источниках энергии в мире на конец 2020 года составил 2799 ГВт, что на 261 ГВт, или 10,3% больше, чем в 2019 году, следует из отчета IRENA.
- На гидроэнергетику пришлось 43% мощностей ВИЭ, еще по 26% пришлось на ветровую и солнечную энергетику.
- Китай в прошлом году построил 72 ГВт ветровых электростанций и 49 ГВт -солнечных. В США было введено в строй 29 ГВт ВИЭ-электростанций, что почти на 80% превышает показатель 2019 года.
- По мере наращивания возобновляемых мощностей Европа и США выводят из эксплуатации электростанции, работающие на ископаемых видах топлива. Объем новых мощностей на ископаемом топливе снизился до 60 ГВт в 2020 году с 64 ГВт годом ранее.
В следующей статье мы исследуем вопрос – станет ли декарбонизация мега-тенденцией следующего десятилетия и какие пути придется преодолеть промышленности? Оставайтесь с Megatrends и выбирайте лучшие идеи, отрасли, активы для инвестиций здесь и сейчас, используя опыт и знания наших аналитиков.
Оставить комментарий