В ноябре Ozon объявил итоги IPO: размещено 33 млн ADS по цене $30 за бумагу

Компания заявила, что не намеревается выплачивать дивиденды в обозримом будущем, поскольку все доступные средства предназначены для роста

Для зарубежных инвесторов участие в IPO OZON способ заработать на растущем российском e-commerce рынке
Рынок акций РФ в последнюю неделю ноября продолжил подъем вслед за мировыми площадками благодаря оптимистичным новостям о разработке вакцин от коронавируса, а также ослаблению опасений в отношении политического кризиса в США. Индекс МосБиржи поднялся к рубежу 3100 пунктов, обновив пик с февраля, при этом лидерами роста выступили акции «Яндекса» и выстрелившие на первых торгах на треть к цене IPO акции Ozon.
Сообщения о том, что российский интернет-магазин готовится к IPO, всколыхнули весь инвестиционный рынок. Ozon стал первой российской компанией, дебютирующей на рынках США после премьеры Headhunter в 2019 году. Интерес к Ozon среди иностранных инвесторов был очень высок, потому что она  – единственная компания в России, которая привлекла внимание Amazon. Собственно, эксперты электронного рынка Ozon с 11,4 миллионами активных покупателей считают его российским ответом на Amazon.
Более 51 миллиона россиян имеют приложение онлайн-ретейлера. А в третьем квартале 2020-го ежемесячный трафик составил 41 миллион активных пользователей.
В заявлении SEC, сделанном 2 ноября, Ozon назвал себя ведущим направлением онлайн-покупок в России, заявив, что его валовая стоимость товаров (GMV) выросла на 142% за первые девять месяцев 2020 года по сравнению с тем же периодом 2019 года. Социальное дистанцирование, введенное правительством в ответ на COVID-19, этому поспособствовало. Надо отметить, что за период пандемии рынок всей электронной коммерции в России вырос на 41%.

Разместив свои американские депозитарные акции на Nasdaq Global Select Market, Ozon заявил, что планирует использовать выручку для расширения своего бизнеса, который по-прежнему остается убыточным.
Касательно развития, у Ozon, привлекшего с IPO $990 млн, есть все шансы извлечь выгоду из населения страны, которая занимает первое место в Европе и седьмое место в мире по количеству интернет-пользователей. В России 113 миллионов пользователей интернета – это составляет 83% рынка.
По оценке экспертов, объем российского e-commerce – рынка в 2020 году составит 2,7 трлн руб. К 2025 году ожидается рост в 7,64 трлн руб., из которых 6,8 трлн руб. составит внутренний рынок.
Начав с продажи книг в интернете в 1998 году, Ozon на сегодняшний день имеет более 12 000 пунктов выдачи. Компания владеет и управляет собственной логистической службой, обеспечивая доставку в тот же день в Москве и некоторых частях Московской области и Санкт-Петербурга, а также доставку на следующий день для 40% населения России.
Ассортимент продукции цифрового ретейлера диверсифицирован: электроника, предметы домашнего декора и детские товары составляют наибольший процент продаж – 25%, 13% и 10% соответственно.
Финансовые показатели компании указывают на то, что она быстро увеличивает выручку и валовую прибыль, при этом неся убытки столь же высокими темпами: расходы на продажи и маркетинг в процентах от общей выручки были неравномерными; коэффициент эффективности продаж и маркетинга заметно улучшился за последний отчетный период, связанный с активацией онлайн-услуг доставки товаров из-за коронавирусной пандемии.
Ozon сообщает, что узнаваемость бренда составляет 32% по сравнению с 18% у следующего по величине конкурента.

«Мы считаем, что являемся одними из пионеров электронной коммерции и самым узнаваемым брендом электронной коммерции в России», – говорится в заявке.

Финансовые показатели: в 2019 году валовая стоимость товаров Ozon увеличилась на 93% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года; GMV также выросла на 142%.
Прирост GMV на 142% к 2020 году рос в три раза быстрее, чем рынок электронной коммерции в России в целом.
Выручка выросла с 37,2 млн рублей в 2018 году до 60,1 млн в 2019 году. За первые девять месяцев 2020 года доход компании составил 66,6 млн рублей по сравнению с 39,2 млн в сопоставимом периоде предыдущего года.
Несмотря на рост продаж, чистый убыток компании за первые девять месяцев составил 12,9 млрд рублей, что практически осталось неизменным с 13 млрд рублей годом ранее.

«Несмотря на сообщения об убытках с 2018 года, мы продемонстрировали повышение прибыльности», – говорится в проспекте эмиссии Ozon.

Еще в июне агентство Reuters сообщало, что Amazon и SoftBank Corp вели переговоры с«Системой», ведущим акционером Ozon, о покупке Ozon, а генеральный директор Amazon Джефф Безос встретился с генеральным директором Ozon Александром Шульгиным, чтобы обсудить потенциальную сделку.
Кстати, акции ведущего акционера Ozon, российского конгломерата «Система», подскочили более чем на 3% на ранних этапах торгов в ноябре, но не обесценились. «Система» заявила, что приняла к сведению заявление Ozon.
В марте компания Princeville Capital из Сан-Франциско объявила об инвестициях в Ozon на 50 миллионов долларов. Princeville сказал, что сбор средств был включен в ранее раскрытую сделку, в которой Ozon получил 100 миллионов долларов от «Системы», и Baring Vostok, существующих акционеров, для помощи в развитии своей технологической и логистической инфраструктуры. Инвестиции были осуществлены посредством конвертируемой ссуды, которую можно превратить в акционерный капитал.
Ozon назначил Morgan Stanley и Goldman Sachs совместными ведущими букранн-менеджерами для IPO, а Citigroup Global Markets, UBS Securities, Sberbank CIB и ВТБ Капитал выступили в качестве совместных букраннеров.

Чего ожидать от российского первопроходца

Россия является 11-й по величине экономикой мира с ВВП 1,7 триллиона долларов. В нашей стране самый высокий ВВП на душу населения среди стран БРИК. По численности населения Россия (147 миллионов человек) занимает девятое место в мире.
Десять крупнейших онлайн- и офлайн-ритейлеров составили 25% от общего объема розничных продаж в России в 2019 году по сравнению с такими странами, как США, Германия и Великобритания, где на долю 10 крупнейших розничных сетей приходилось 35%, 40% и 42% соответственно.
(Другие игроки электронной коммерции в России – Wildberries, Яндекс. YNDX 0,37% и совместное предприятие Mail.ru и Alibaba Group Holding БАБА 0,81%.)
В сравнении с Amazon Ozon стремится к более низким мультипликаторам выручки, но у Ozon нет показателей прибыли EBITDA или таких высокодоходных сервисов, как AWS.
Более того, деятельность компании номинирована в российских рублях, стоимость которых, вероятно, будет снижаться по отношению к доллару США, поэтому инвесторы будут подвержены валютным потерям с течением времени.
Валовая прибыль Ozon и текущая выручка IPO вызывали зависть у конкурентов. Своей глобальной задачей компания считает преобразование российской потребительской экономики, предлагая максимально широкий ассортимент товаров и продуктов с лучшей ценой и максимальным удобством покупок в интернете. Пока что ей удается это лучше остальных, поживем-увидим.

Инвестиции требуют холодной головы, запертых в глубине сознания эмоций и большого практического опыта. Я более 10 лет живу идеей внедрения в сознание россиян понятия о том, что можно и нужно зарабатывать на фондовых рынках, покупках и продажах акций, вложениях в облигации, ценные бумаги и т.д. Этим давно и успешно занимаются даже пенсионеры на западе. Первое, чего нам не хватает – это финансовой грамотности, которая порождает страх потерять свои деньги. Второе – мы не доверяем никому и в нашем окружении не принято обсуждать финансовые технологии, инновационные тенденции и возможности их применения. Поэтому, мы несем свои сбережения в банки на максимальный депозитный счет – 6 %, который сжирается инфляцией. Задумайтесь над этим, друзья. И если вы уже решили зарабатывать на вложениях, но пока не знаете с чего начать, обращайтесь за бесплатными консультациями – расскажу о перспективных на текущий момент инвестициях, начиная с 10 000 рублей и об индивидуальных возможностях создания для вас диверсифицированного портфеля.

Дмитрий Исаков
Исаков Дмитрий профессиональный инвестор, финансист - 10 лет на финансовых рынках - Окончил НИУ “Высшая школа экономики”, MBA “Управление инвестициями”, Сертификаты ФСФР 1.0, 5.0 - Возглавлял департамент инвестиционных продуктов БИНБАНК Private-banking. - Запускал направление брокерского обслуживания для швейцарского фонда EuroTrust. - Работал с крупными состоятельными клиентами в Альфа-Банке и АТОНе. - Управлял портфелем активов более 30 млн USD. В 2019 году создал онлайн-платформу для инвестиций в малый и средний бизнес Lender Invest.