Самые востребованные тренды информационных технологий в России во время пандемии COVID-19

Исследование информационной повестки за второй квартал 2020 года в российских СМИ позволило выявить наиболее востребованные тренды в информационных технологиях (ИТ).
Общее количество упоминаний технологий в СМИ ниже, чем в 2019 г. Разрыв упоминаний год к году во втором квартале увеличился с 8% в первом квартале до 10% во втором.
Общее количество упоминаний выросло по сравнению с первым кварталом 2020 года — на 17%.
Примерно треть публикаций о технологиях была связана с темой COVID-19, с активной динамикой внутри квартала: в апреле количество «нековидных» ИТ-публикаций составляло примерно 63%, в июне — уже около 75%.
Наиболее заметными технологиями в контексте COVID-Tech стали: робототехника, искусственный интеллект, 5G.
Безотносительно «ковидной» повестки статус-кво ИТ-медиатрендов сохранился: в тройку лидеров по упоминаниям вошли ИИ (искусственный интеллект), беспилотники и 5G (робототехника в общем запросе не учитывалась).
Количество упоминаний искусственного интеллекта в июне вернулось к среднегодовому значению 2019 г. — 18,2 тыс.
В мае количество упоминаний 5G достигло рекордного уровня за все время мониторинга — 10,5 тыс. упоминаний, из них 39% (4,1 тыс.) — в связке с COVID-19.
Беспилотники (автономный транспорт и БПЛА) сохранили 2 место по количеству упоминаний, и даже рекордное количество упоминаний 5G не сместило их на третье место в мае; однако интерес СМИ к беспилотникам вырос незначительно по сравнению с первым кварталом, и вернуться к высоким показателям 2019 года пока не удалось.
Выросло количество публикаций о блокчейне: в июне технология упоминалась 4,7 тыс. раз, что близко к максимальным показателям за все время мониторинга.
Бизнес-модель супераппов (SuperApp – новый тип приложений с расширенным набором функций, включающий в себя возможности онлайн-банкинга, лайфстайл-сервисов, маркетплейса, интегрированного голосового помощника, получения персонализированных услуг) и технология периферийных вычислений — ИТ-темы, которые назывались одними из характерных трендов на 2020 год, — не смогли заинтересовать читателей во втором квартале, что неудивительно в контексте малой применимости в борьбе с COVID-19.