Пандемический бум на онлайн-рынке алкоголя – вылился в уверенный рост продаж в отрасли

Продажи спиртных напитков во время глобальной пандемии в США не только выросли, но и стали основой цифрового формата реализации алкоголя, вызвав эффект домино для активизации венчурных инвестиций, слияний, поглощений, выходов компаний на публичные рынки

Аналитики алкогольного рынка говорят, что подобная многоуровневая деятельность вызывает волну доверия к отрасли, которая продолжает набирать обороты с начала 2020 года. Для примера, доля продаж алкоголя в интернете в 2019 г. составила всего 1%, продуктов питания – 3,4% и 38% – одежды.
По мнению Йохана Бреннера, генерального партнера венчурной компании Creandum и инвестора приложения для оценки и выбора вина Vivino, 2020 г. стал переворотным (кстати, Vivino в 2020-ом набрало рекордное количество пользователей).

«В начале 2020 года из-за COVID-19 все онлайн-категории стали популярными, – сообщает Бреннер. – В Vivino, например, рост составил более 100%. Люди не то чтобы стали больше пить, просто перенесли потребление в дома и наслаждались удобством доставки, в то время, когда рестораны и бары были закрыты».

Согласно прогнозам International Wine & Spirit Research, оборот электронной торговли алкоголем на 10 мировых рынках, включая США, к 2024 г. превысит $ 40 млрд. Это после того, как в 2020 г. объем торговли составил $ 5,6 млрд, по сравнению с $ 3 млрд в 2019 г.

Успешные стартапы 2020-2021 гг.

Несмотря не неожиданный рост онлайн-продаж алкоголя, объем венчурных инвестиций и сделок в этой сфере в период с 2019 – 2020 гг. снизился по всем направлениям. Эксперты предполагают, что это вызвано неэффективными рекламными онлайн-стратегиями компаний, которые не смогли привлечь внимание инвесторов.
Между тем, в течение I квартала 2021 г. на рынке онлайн-торговли алкоголем сегментированы направления деятельности компаний:

  • Uber согласился приобрести алкогольную площадку Drizly;
  • Vivino собрала за инвестиционную серию D $155 млн;
  • Компания Vintage Wine Estates, производящая вино и спиртные напитки, объявила о выходе на биржу путем слияния с Bespoke Capital Acquisition Corp.; Gopuff – платформа мгновенной доставки товаров повседневного спроса, привлекла $1,15 млрд в ходе финансирования серии G под руководством Capital Partners и Fidelity Management and Research Co;
  • С 2016 г. глобально стартапы цифрового рынка алкоголя получили в общей сложности $ 2,06 млрд финансовых вливаний в результате 608 сделок.
  • В США инвесторы вложили $ 1,06 млн с 285 транзакциями.
  • Рост вливаний в Vivino с начала 2021 г. уже приблизился к уровню 2020 г.

Большая алкогольная маржа – ценность, которая актуальна в 2021 году

По мнению Бреннера, алкогольные рынки во многих странах жестко регулируются. Но стартапы, отвечая спросу и используя онлайн-продажи, цифровые технологии и улучшенную логистику, меняют модель отрасли. И если обратиться к производственно-сбытовой цепи, то у новых игроков есть все шансы умножения прибыли. К примеру, после полного открытия баров и ресторанов, у компаний появится отличная возможность представлять новые бренды и авторские коктейли. Ожидается, что к 2024 г. готовые к употреблению коктейли составят 20% рынка.

Когда прошлым летом основатель и генеральный директор Vivino Хейни Захариассен сообщил публично о выросшем объеме продаж – это принесло компании всеобщую инвестиционную привлекательность. Февральский инвестиционный раунд принес Vivino $ 221 млн, и эта сумма оказалась самой значительной с момента основания компании в 2010 г.

«Вино – это сексуально и весело, поэтому мы работаем в востребованной отрасли, но рынок становится все более требовательным и здесь очень важно иметь «военный арсенал» для конкурентоспособности», – добавил СЕО Vivino.

За индустрией алкоголя следует зорко наблюдать

Бранденберг отметил, что категория алкоголя и спиртных напитков была одной из последних, перешедших в онлайн во время пандемии, несмотря на объем рынка в $ 167 млрд. Медленное внедрение электронной коммерции он объяснил жесткими правилами, которые удерживают такие гигантские компании, как Amazon, от укрепления позиций на данном рынке.
«Лоскутное одеяло из федеральных, государственных, окружных и городских правил ограничивает потребности покупателей получать продукты и создает огромные препятствия, – признался он. – Включение американских магазинов алкогольных напитков в основную цепочку бизнеса позволило розничным торговцам, платформам доставки и брендам, ориентированным на потребителей, расширить возможности доставки с помощью тротуара, экспресс-доставки и доставки на дом».

По словам экспертов, компании, занимающиеся онлайн-продажами алкоголя, будут продолжать использовать эти каналы для захвата как можно большей доли рынка, а также опираться на привычки интернет-покупок, к которым потребители привыкли за последний год.

По мнению инвестиционных аналитиков Megatrends, рынок алкоголя в ближайшее время может стать магнитом для новых игроков и инноваций, потому что онлайн-бизнес в целом быстро растет и компании могут использовать интернет-технологии для создания качественных продуктов и надежных услуг. Мы ожидаем, что крупные розничные сети повысят уровень онлайн-транзакций, чтобы не отставать от Instacart, а через год-два станет нормой покупать туалетную бумагу в интернете, одновременно кладя в корзину бутылочку вина. За индустрией алкоголя стоит понаблюдать, потому она не только «сексуальна и весела», но и прибыльна.
Мы всегда готовы ответить на вопросы наших подписчиков и дать максимально эффективный инвестиционный совет. Звоните или пишите нам в удобной для вас форме, зарабатывайте с нами – зарабатывайте сами!

Дмитрий Исаков
Исаков Дмитрий профессиональный инвестор, финансист - 10 лет на финансовых рынках - Окончил НИУ “Высшая школа экономики”, MBA “Управление инвестициями”, Сертификаты ФСФР 1.0, 5.0 - Возглавлял департамент инвестиционных продуктов БИНБАНК Private-banking. - Запускал направление брокерского обслуживания для швейцарского фонда EuroTrust. - Работал с крупными состоятельными клиентами в Альфа-Банке и АТОНе. - Управлял портфелем активов более 30 млн USD. В 2019 году создал онлайн-платформу для инвестиций в малый и средний бизнес Lender Invest.