Беспилотники – миф или реальность

Беспилотные автомобили обещают повысить безопасность дорожного движения, предложить новые возможности мобильности миллионам людей 

Беспилотники гарантируют безопасность дорожного движения

За 2018 год в США погибло 36560 человек в ДТП, что соответствует 11,18 человек на 100 000; в России показатель смертности от ДТП за 2019 год и составляет 11,6 человек на 100 000. В подавляющем большинстве этих инцидентов есть четкая тема: человеческая ошибка и невнимательность. Вождение сегодня не так безопасно и не так приятно, как должно быть в эпоху цифровых технологий и искусственного разума.
Беспилотные такси доступны в Шанхае, крупнейшем городе Китая, в США, множество стартапов, почти все авто­концерны, крупные технологические компании – Яндекс и Google работают над прототипами «умных» автомобилей.
Так, жители города Феникс, штата Аризона, уже могут заказывать такси без водителя. Waymo запустил тестовые проекты беспилотных такси на территории 130 кв. км. в пригородах Феникса, Чандлера, Темпе и Меса. Широкой публике Waymo известна как лидирующий производитель технологий для беспилотных автомобилей. Дочка Google, Alphabet, она основана в 2009 г. Возглавляет компанию – Джон Крафчик, а основатель – Энтони Левандовски.
В автопарке Waymo – 600 автомобилей, но компания пока не сообщила, сколько из них работоспособны в цифровом сервисе. Соответственно неизвестно количество людей, которые получили эту услугу. Так же как и количество потенциальных клиентов, которые захотят вызвать такси без водителя.
До пандемии на долю беспилотных автомобилей в Фениксе приходилось 5-10% поездок в неделю из 1000-2000 заявок с водителем. Коронавирус стал причиной резкого снижения прибыли даже у Uber: люди опасаются общих автомобилей и контактов с водителями. Перед пандемией авто без водителя-человека на борту тестировались на избранной группе клиентов и друзьях и родственниках разработчиков Waymo.
Испытания возобновились осенью и проводятся в 25 пригородных зонах. Автомобили контролируются дистанционно, операторы вмешиваются в процесс движения в чрезвычайных обстоятельствах, например, когда дорога закрыта.

«Ежедневно управляя автомобилем в различных условиях, мы учим наши автомобили ориентироваться в возможных ситуациях. Для обеспечения безопасного маршрута, наша команда создает подробные трехмерные карты, на которых выделены профили дорог, бордюры и тротуары, маркеры полос, пешеходные переходы, светофоры, знаки остановки и другие дорожные объекты. Доверие – остается важным двигателем «умного» автотранспорта, поскольку люди задаются вопросом: я бы посадил свою дочь на Waymo, чтобы отвезти ее в школу?», – сообщается в пресс-релизе компании.

Доверие – самое важное основание, которое должно увеличить зону оказания услуг не только для Waymo, но и для многих именитых разработчиков робо-транспорта.
Мы решили разобраться в этом вопросе и, честно признаться, немного разочаровались сроками реального внедрения в нашу жизнь беспилотников. Итак, поехали!

Робо-транспорту не хватает высшего пилотажа опытного водителя

Беспилотникам не хватает «восприятия»: сенсоры, благодаря которым беспилотный автомобиль «видит» мир – камеры, лидары и радары работают небезупречно. Зона видимости камер может быть засвечена солнцем, затемнена ночью, замазана грязью; лидары, определяющие расстояние с помощью лазерного излучения, плохо работают во время осадков, в облаке выхлопных газов. И, даже несмотря на комбинацию устойчивого к засветке лидара и к загрязнениям – радара, решение пока далеко от идеала. Навигационная система может принять за реальный объект яркую рекламу, ранее не встретившуюся, и компаниям приходится разрабатывать максимум возможных ситуаций.
Несовместимость на дороге робо-транспорта и непредсказуемых водителей и пешеходов
Адекватно реагировать на нарушения ПДД живых водителей и пешеходов – это навык, которому нужно обучить автономный транспорт. Они безупречно способны просчитывать действия других беспилотников и добросовестных участников дорожного движения. Уже сейчас беспилотное авто Яндекса готово ездить без водителя в небольших городах со спокойным трафиком. Разработчики компании уверяют, что «обучить технологию действовать на уровне опытного водителя в самых малопредсказуемых условиях возможно, но это потребует еще 3–4 года».

Стоимость комплектующих беспилотников в 2-3 раза дороже пилотных аналогов

Один только лидар может стоить как автомобиль целиком. А на некоторых их установлено несколько. Яндекс не согласен с такой трактовкой вопроса и считает, что для «сервисов такси и доставки покупка беспилотного автомобиля сравнима с приобретением обычного с оплатой работы водителя». Это значит, дело не только в цене.
В мире еще нет законодательной базы для функционирования беспилотников
Кто будет нести ответственность, если погибнет человек из-за беспилотника? А если у робо-транспорта встанет выбор между водителем и пешеходами? Mercedes-Benz в ПО своих беспилотников закладывает приоритет на защиту пассажиров. Вариантов решения вопросов ПДД – масса, начиная от страхования ответственности беспилотника до возложения её на сертифицирующие органы, но они все пока спорные. Сырыми остаются еще тестирование, сертификационные испытания и гарантии безопасности беспилотников. Для России процесс внедрения беспилотников усложняется 8-й статей Венской конвенции о дорожном движении, где «транспортное средство должно иметь водителя», психофизически пригодного для управления машиной. Для США этот вопрос не усложнен участием в Венской конвенции, поэтому большая часть тестирований «умных» машин (в том числе и у Яндекса) происходят на ее территории.

Беспилотное будущее на дорогах еще не получило признания в умах человечества

Waymo испытывает негатив со стороны жителей Феникса: их раздражает медлительность беспилотников, слишком аккуратный стиль езды и слово, которым они могут описать свои эмоции – это «ненависть». Яндекс свернул тесты беспилотного такси в Сколково из-за жалобы местного жителя.
Опрос Reuters в 2019 г. показал, что 64% американцев не купили бы себе беспилотник, 71% водителей заявили, что боятся ехать в автономной машине. В России, в исследованиях РБК в 2020 году говорится, что на беспилотном такси готовы ездить 77% россиян в возрасте от 18 до 65 лет, что на 10% выше, чем год назад.
Оптимистичное будущее взаимодействия человека и робо-машин
Несмотря на все сложности производства и внедрения беспилотников в жизнь – налицо позитивные прогнозы. Уже сейчас в Иннополисе (цифровой город под Казанью) за два года действия сервиса робо-такси Яндекса было осуществлено 10 тыс. поездок.

Людям свойственно испокон веков относиться ко всему новому с опаской. Но они также быстро адаптируются к тому, что делает их жизнь комфортней. Напомним, что безопасность и удобства в логистике – это основная миссия производителей робо-транспорта.
150 лет назад мало кому приходило в голову заменить лошадь машиной, которая еще долго будет эволюционировать. Эксперты уверены, что через 10-20 лет люди не только поймут, что беспилотники – неминуемая необходимость, но будут готовы к потере 75 млн рабочих мест, в том числе и водительских. Зато взамен они приобретут 130 млн новых. У них появится больше свободного времени на творческие и интеллектуальные задачи, развитие, реализацию новых направлений и идей.
Кристофер Писсаридес, нобелевский лауреат по экономике представил шесть областей, где человека не вытеснят роботы: здравоохранение, образование, гостеприимство (HoReCa), недвижимость, домохозяйство и персональные услуги. Но это уже другая история, друзья, о которой нам еще предстоит поговорить. Подписывайтесь на нас и не упускайте интересных новостей из мира технологий и берегите себя!