Почему криптоискусство, упакованное в смарт-контракты, привлекло миллениалов и сделало миллионерами творцов экранных пикселей?

Цифровые работы стали последней модной тенденцией, воплощением использования технологий для создания произведений искусства

Рынок искусства изобилует захватывающими историями похищений, не уступающих сюжетам голливудских детективов, в ходе которых подлинные работы умело заменялись подделками или исчезали вовсе. Так, в 2014 году «Одалиска в красных шароварах» Матисса после операции ФБР была возвращена в Каракасский музей современного искусства в Венесуэле, откуда она была похищена в 2002 году. Интрига заключалась в том, что кражу заметили только через два года после похищения, поскольку воры заменили картину очень хорошей репродукцией.
Методы доказательства происхождения произведения и его аутентичности зачастую характеризовали художественную индустрию в целом и могли не приносить денег художнику. Доктор Эми Уитакер, исследователь блокчейнов и доцент Нью-Йоркского университета, считает, что блокчейн-технологии в искусстве – это веские аргументы в пользу авторских прав и новых возможностей.

«Важность происхождения в прошлом способствовала централизации власти в искусстве, будь то отдельные эксперты или учреждения, такие как крупные аукционные дома. Наличие записей происхождения в блокчейне может упростить объемы торговли и общий учет, – прогнозирует Уитакер. – Вместо того, чтобы делать арт-аккаунт и надеяться на привлечение комиссионных, теперь художник напрямую может предложить миру свое творчество и посмотреть, как оно работает в среде, доступной и для проверки, и для продажи единовременно».

Блокчейн – стал средством художественной выразительности

Знаменитый художник Майк Винкельманн, известный в сети под псевдонимом Beeple, за пару месяцев превратился в мультимиллионера благодаря продаже на аукционе своих NFT-работ

Криптоарт или NFT-искусство – это такое же направление в искусстве, как видео-арт или абстрактный экспрессионизм, и оно не совсем новое. Просто криптоавторами называют тех, кто токенизировал свои картинки или анимации. Причем необязательно быть великим цифровым художником, чтобы токенизировать свой шедевр, поскольку «закриптовать» можно и отсканированный грифельный рисунок. Большинство авторов, которые продают свое искусство как NFT – это диджитал-художники или моушен-дизайнеры. Среди них есть те, кто использует возможности блокчейна и NFT как новое средство художественной выразительности, но это редкость.
11 марта 2021 года – для истории современного искусства стало поворотным этапом. Знаменательна дата тем, что в этот день дом Christie’s продал работу цифрового художника Бипла (Майка Винкельманна) The 5000 Day Selects за криптовалюту Ethereum, равноценную $69,3 млн. Покупка, как было уже сказано, была совершена за криптовалюту (впервые для известного аукционного дома), и произведение не является материальным объектом искусства – картиной или скульптурой. В октябре 2020-го американский художник и иллюстратор с 2 млн подписчиков в «Инстаграм» продал первую работу на маркетплейсе Nifty Gateway, а в марте – «Каждый день», коллаж из 5 102 иллюстраций, которые он стоически делал каждый день, не надеясь когда-либо их продать.
Для чего понадобилось кому-то выкладывать $69,3 млн на произведение искусства, которое по сути представляет собой изображение в формате JPEG, которое можно легко скопировать и сохранить на жесткий диск?
Ключ к пониманию того, какая ценность приписывается NFT, лежит в понятии «взаимозаменяемости». Об этом поговорим чуть позже, а сейчас для себя фиксируем, что на крипторынок пришли большие художники (кстати, Бипл занял третье место в списке самых дорогих ныне живущих художников после Джеффа Кунса и Дэвида Хокни), а за ними последовали аукционные дома арт-рынка и селебрити уровня Граймса и Пэрис Хилтона.

Что такое NFT? Что нужно знать о хайпе вокруг crypto-искусства?

Ажиотаж на картины Бипла дошел до того, что ему пришло сообщение от Шона Леннона – сына Джона. «Весь день безотрывно слежу за аукционом чертового @beeple, – твитнул Шон, добавив: – Проклятая бипломания, пощади».

Крипто Кейси на своем YouTube-канале «Криптовалюта для начинающих» объясняет значение NFT следующим образом: такие вещи, как воздух и вода, имеют объективную ценность, потому что они – жизненноважны. Но наличие предметов, имеющих субъективную ценность, зависит от убеждений и предпочтений человека. К примеру, кроссовки ограниченной серии, коллекционные автомобили, редкие бейсбольные карточки не могут иметь, в силу понятных причин, широкого потребления. NFT, как вы догадываетесь, относится к последней категории и расшифровывается как non-fungible token – «невзаимозаменяемый токен». Невзаимозаменяемый – указывает на то, что предмет уникален и не может быть заменён аналогичным в силу того, что его попросту не существует в природе. Заменяемый товар – это товар, который не является уникальным и может быть заменен другим объектом того же типа, например банкнотами валюты. Невзаимозаменяемые активы уникальны и не подлежат обмену как таковые. Произведение искусства также уникально, не взаимозаменяемо и, следовательно, обладает неотъемлемой ценностью, которая может быть предметом спекуляций. Например, каждый черновик Пушкина уникален. Вы не сможете обменять один на другой без потери контента. А вот книги со стихами писателя, выпущенные одним тиражом, одинаковы. Не важно, какую именно книгу вы приобретете, – одна идентична другой.
Токен – единица учёта децентрализованной системы блокчейна, где база данных организована в виде цепочки блоков. Информация о каждом предыдущем блоке хранится не на одном сервере, а на компьютерах участников цепи. Вся информация обо всех операциях хранится на множестве машин и постоянно обновляется.
Ethereum – платформа для создания децентрализованных сервисов, на которой появились смарт-контракты. Это контракты, для исполнения которых не нужен человек. Программы, которые можно загрузить в Ethereum, называются смарт-контрактами. Художникам, к примеру, смарт-контракты дают возможность прописывать условия владения и использования изображения, а также создавать программируемое искусство. Джиджитал-художники сегодня очень востребованы в игровой индустрии, рекламе и создании визуала для выступлений поп-звезд. Бипл создавал видео для концертов Кэти Пэрри и Джастина Бибера. NFT-маркетплейсы дали возможность цифровым авторам продавать свои работы, как традиционным художникам. Сейчас Бипл – творец цифрового искусства, экранных пикселей, изображающих причудливые, забавные, жуткие и порой гротескные картины. На закваске из поп-культуры, технологий и постапокалиптического ужаса он создает язвительные комментарии о нашей жизни. На одной из его последних работ запечатлен Дональд Трамп в кожаной маске и стриптизерских наклейках на соски, хлестающий плеткой коронавирус.
Таким образом, NFT – это цифровой сертификат, который представляет собой уникальный объект, невзаимозаменяемый токен, и может быть привязан к любому цифровому продукту: изображению, аудио или видеофайлу и т. д.

Майк Винкельманн

Волатильность криптовалюты и ценность объектов искусства

Еще осенью 2020 года рынок NFT ощутил бум, подскочив сразу на 50 %. На платформы, где раньше продавали в основном коллекционных персонажей вроде криптопанков, стали чаще заглядывать художники. На отметить, что многих волнует вопрос волатильности крипторынка (в апреле 2020 года за один «Эфириум» на бирже просили около $200, в январе 2021-го он стоил $1000, сегодня – $2 940) и связанную с ним ценность произведения искусства в определенный момент и с течением времени. Тема нестабильности в некоторой степени хорошо изучена на рынке искусств, но, все еще довольно непредсказуема для произведений в целом. Несмотря на предостережения о нестабильности блокчейна, искусство NFT уже процветает, находясь в начале своего пути, а криптовалюты сплачиваются вокруг растущей стоимости биткоина. Считаем, что слишком рано давать оценки с точки зрения волатильности, поскольку искусство изначально связано с изменчивостью и некоторой непредсказуемостью.
Еще один вопрос, который волнует экспертов – это проблема, которая тянется шлейфом из традиционного прошлого, контрафактная торговля, отмывание денег и манипулирование спекуляциями. Станет ли искусство на блокчейне уязвимым для подобной преступной деятельности? Этот вопрос тоже пока остается открытым. Несмотря на то, что реестр блокчейнов общедоступен, контрагенты по обе стороны транзакций могут технически оставаться анонимными, поскольку криптовалюта передается через специализированные (в основном цифровые) кошельки. Поэтому при мониторинге бухгалтерской книги часто можно найти информацию о кошельках, используемых для обработки транзакции, но не о людях, стоящих за ними. Например, некоторые люди создают «сгораемые» кошельки, чтобы исходящий перевод был анонимным. Это не значит, что любое анонимное поведение является подозрительным. Просто следует признать, что искусство имеет взаимозаменяемую оценку и теоретически больше уязвимо для отмывания денег, чем некоторые другие активы с более жесткими требованиями к бухгалтерскому учету и моделированию сделки купли-продажи.

У криптоискусства есть безусловные преимущества технологии блокчейн, которые не только изменят, но и разовьют отрасль

NFT-art, «Его зовут победителем», авторство FEWOCiOUS (Виктор Ланглуа)

Цифровое искусство существует много лет, но его было нелегко продавать, так как для аудитории цифровая картинка – это гиф из интернета. Безусловно, пандемия стала мотиватором номер один в популярности онлайн-искусства и роста рынка. Аукционам пришлось переформатироваться в цифровые площадки, и продавать через интернет предметы антиквариата, живописи, скульптуры и мн. др. Это решение принесло известным аукционным домам 27% – ый рост в 2020 году, согласно отчету банка UBS и ярмарки Art Basel. Второй немаловажной причиной подъема спроса на онлайн-искусство стало изменение портрета целевой аудитории-2021. Сегодня около 49% коллекционеров – это миллениалы, 92% которых останавливают свой выбор на цифровом искусстве или NFT-арте. Третья составляющая успеха цифровой волны искусства – это мощная пиар-акция для аукционных домов Christie’s и Sotheby’s, поскольку криптокомьюнити – лакомый кусочек и громкие сделки, как для как для арт-дилеров, так и для криптоэнтузиастов и бизнесменов.

Кто и зачем скупает криптоарт Бипла?

«Каждый день» Бипла приобрели два индийских криптоинвестора, объяснив свое приобретение так: «Мы хотели показать, что индийцы и другие people of color могут быть покровителями искусства, а криптовалюты – это сила, которая уравняет Запад и весь остальной мир». Но если копнуть глубже, все окажется гораздо сложнее. Еще до исторического аукциона Christie’s они приобрели за $2,2 млн 20 работ Бипла, которые стали основным активом инвестиционной структуры Metapurse, а 69-миллионный объект стал точкой кипения. Кому это все нужно? Metapurse выпускает свои комьюнити-токены, так называемые акции в криптомире, которые торгуются как и любые другие ценные бумаги. Так как токенизированные работы Бипла – основной актив Metapurse, ребята решили подкрутить цену на аукционе. Ими также основан виртуальный музей – Digital Beeple Art Museum.

Мнение аналитиков Megatrends: инновационные решения в области блокчейн-технологий не за горами

Нет сомнений в том, что в область блокчейн-технологий привлекается огромное количество финансовых и человеческих ресурсов для решения проблем, о которых мы писали выше. Мы, в Megatrends, осторожно оптимистичны в прогнозах того, что очень скоро появятся решения, которые будут более элегантными, системными и целостными, чем сейчас. Поскольку для дальнейшего процветания NFT и систем, основанных на криптовалюте, придется все-таки решить и экологические вопросы.

Новая технология слияния криптовалюты с цифровым искусством снова привлекла внимание многих общественных деятелей к вопросам минимизации углеродных выбросов. И мы, как и большинство сторонников криптовалют, считают, что это только начало пути. Никаких сомнений в том, что цифровая валюта сохранится и будет продолжать влиять на работу валют и финансовых рынков в будущем, нет.
Что касается популярности NFT и растущего влияния криптоактивов на индустрию искусства, мы уверены, что в потенциале они принесут значительную пользу при условии, что останутся максимально демократичными.

Дмитрий Исаков
Исаков Дмитрий профессиональный инвестор, финансист - 10 лет на финансовых рынках - Окончил НИУ “Высшая школа экономики”, MBA “Управление инвестициями”, Сертификаты ФСФР 1.0, 5.0 - Возглавлял департамент инвестиционных продуктов БИНБАНК Private-banking. - Запускал направление брокерского обслуживания для швейцарского фонда EuroTrust. - Работал с крупными состоятельными клиентами в Альфа-Банке и АТОНе. - Управлял портфелем активов более 30 млн USD. В 2019 году создал онлайн-платформу для инвестиций в малый и средний бизнес Lender Invest.