К 2030 году в возобновляемые источники энергии будет инвестировано 3,4 триллиона долларов США

Текущий объем инвестирования в проекты с возобновляемыми источниками энергии сократился в течение данного года, но на фоне снижения вливаний, связанных с традиционными ископаемыми источниками энергии, это падение намного меньше. Ожидается, что объем прироста новых мощностей на базе ВИЭ в 2020 году будет ниже показателей предыдущего года в связи с переносом сроков реализации многих инвестиционных проектов на 2021 год

Рост энергопотребления с запада на восток

По мере глобального экономического развития доля электроэнергии в конечном потреблении повышается. Автоматизация производства, рост благосостояния связаны с большими расходами электроэнергии, используемой в промышленности, бытовых нуждах, в сфере обслуживания. В соответствии с последними оценками ООН, население планеты по состоянию на 1 июня 2013 года составляло 7,16 млрд человек, а за последующие 26 лет может превысить 9 млрд человек.
Для большинства экономически развитых стран вопрос развития и поиска новых источников возобновляемой энергетики – это не только осознание исчерпаемости имеющихся ресурсов, улучшение экологической ситуации и повышение энергетической безопасности, но процесс гуманизации, трансформации сознания общества и принятия социальной роли человека.
Прибрежный ветер, фотоэлектрическая солнечная энергия, гидроэнергетика, биомасса/ биогаз, тепловая энергия солнца, наземный ветер и геотермальная энергия – это основные на сегодняшний день источники возобновляемой энергии, которые сокращают объемы выбросов загрязняющих веществ, возникающих из-за сжигания ископаемого топлива.

С 2006 г. Китай является лидером по объему выбросов СО2 в мире, на его долю приходится почти четверть всех выбросов – 8,3 млрд тонн. Далее следуют США, Индия, Россия и Япония.
Китай в настоящее время сопоставим с США по объемам энергопотребления. А к концу 2040 года обещает стать рынком, превышающим американский, более чем в два раза. При этом важно, что основной прирост энергопотребления в Китае придется на текущее десятилетие, а затем темпы роста ощутимо замедлятся – с 10% в 2010 году до 1% в год к 2040 году (среднегодовые темпы – 2,1%). После 2025 года рост спроса в Азии сместится в Индию (среднегодовые темпы роста энергопотребления – 2,8%) и в страны Юго-Восточной Азии. Прочие развивающиеся страны увеличат свое энергопотребление к 2040 году в полтора раза, на их долю придется 30% прироста глобального потребления первичной энергии. В крупных потребителей энергии превратятся Ближний Восток и Африка.
Согласно расчетам Института энергетических исследований Российской академии наук, мировой спрос за период 2010 – 2040 годы вырастет на все энергоносители: на нефть – на 19%, уголь – 36% (в основном в период до 2020 года), газ – 64%, атомную энергию – 72%, возобновляемые источники энергии (ВИЭ) – 92%.
Ввиду того, что вероятность роста потребления энергии в будущем высока, хоть и со смещением на Афро-Азиатские страны, для окружающей среды жизненно необходимо, чтобы электроэнергия вырабатывалась при максимальной экологической эффективности, особенно при использовании ископаемых топливных ресурсов, которое сопряжено с выбросами парниковых газов.

Возобновляемые источники энергии, перспективы по отдельным регионам

В 2016 году около 19,3% мировых потребностей энергии были удовлетворены с помощью возобновляемых источников. В последнее десятилетие значительно возросло производство энергии с помощью альтернативной энергетики в Евросоюзе: например, с 2004 года по 2016 год доля возобновляемой энергии, производимой на территории Евросоюза, возросла с 14% до 25%. Потребление энергии из возобновляемых источников обладает положительным ростом. Высокие темпы роста в период с 2020-2040 гг. будут обеспечиваться удешевлением технологий и повышением конкурентоспособности, а также активной господдержкой. К 2040 году на долю ВИЭ (без учета гидроэнергии, но с учетом биотоплива) будет приходиться 14,7% мирового энергопотребления и 12,5% выработки электроэнергии (против 11 и 3,7% в 2010 году).
Согласно отчету международной бизнес-консалтинговой компании Frost & Sullivan «Возможности роста от декарбонизации на мировом рынке электроэнергии за 2019-2030 годы», в течение следующего десятилетия в возобновляемые источники энергии будет вложено около 3,4 триллиона долларов США, в том числе 2,72 триллиона долларов в ветряную и солнечную энергии. К 2030 году 54,1% установленной мощности будут возобновляемыми (включая гидроэнергетику), а 37,9% будут сочетанием солнечной и ветровой энергий.
Снижение затрат и политика использования возобновляемых источников энергии, принятая отдельными странами в шести основных географических регионах – Северной Америке, Латинской Америке, Европе, Ближнем Востоке, Китае и Индии – являются важными причинами, по которым ожидается добавление солнечных фотоэлектрических (PV) и ветровых мощностей.
В отчете Frost & Sullivan говорится, что децентрализация, декарбонизация и цифровизация являются тремя ключевыми столпами глобального энергетического перехода. В течение десятилетия в энергетическом секторе будет наблюдаться значительный рост децентрализации, при этом ежегодные глобальные инвестиции увеличатся с 53,14 млрд долларов в 2019 году до 92,54 млрд долларов в 2030 году. По мере увеличения темпов внедрения цифровых технологий давление будет продолжать расти в целях дальнейшей декарбонизации энергосистемы как на существующих, так и на будущих заводах для повышения производительности.

В аналитическом исследовании также сообщается, что операторам обычных электростанций потребуется чрезвычайная физическая и цифровая гибкость, чтобы конкурировать с альтернативными источниками энергии и оставаться прибыльными в долгосрочной перспективе. В связи с этим, цифровые решения позволят традиционным тепловым электростанциям повысить операционную эффективность и использование активов для удовлетворения нынешних и будущих потребностей интеллектуальной электросети. В отчете также отмечается, что возможности роста для участников рынка будут значительно различаться в зависимости от региона. Например:
Северная Америка: высокие затраты на электроэнергию будут способствовать активному росту рынка энергосервисных и эксплуатационных контрактов, который более чем удвоится в течение десятилетия и достигнет 19,14 млрд долларов в 2030 году.
Латинская Америка: согласно прогнозам, рост населения и ВВП в сочетании с ростом электрификации и индустриализации приведет к ежегодному увеличению спроса на электроэнергию на 3,15% до 2030 года.
Европа: Ожидается, что к 2030 году 12,91 млрд долларов будут ежегодно инвестироваться в аккумуляторы и накопители энергии. Ожидается, что общая установленная мощность вырастет с 2,91 ГВт в 2019 году до 70,02 ГВт к 2030 году.
Индия: на возобновляемые источники энергии будет приходиться 72,04% добавленных мощностей в течение следующего десятилетия. Конкурентоспособная стоимость проектов по солнечной и ветровой энергии будет ключевым фактором будущих инвестиций.
Китай: внедрение накопителей энергии в Китае будет ускоряться. На страну приходится 62% мировых производственных мощностей аккумуляторных батарей, и она инвестирует в дальнейшее увеличение емкости. Это принесет пользу сектору накопительной энергии, так как позволит снизить цены на батареи.
Ближний Восток: благодаря изменению энергетической политики Саудовской Аравии рынок солнечной энергии на Ближнем Востоке станет свидетелем всплеска активности в 2025-х годах. Ожидается, что Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар и Иран станут основными рынками для солнечных фотоэлектрических систем.

Инвестиции в возобновляемые источники энергии

По данным электронного научно-экономического журнала Business Strategies (№ 2,2020), порядка 40% мировых инвестиционных вложений в 2017 г. осуществляла Китайская Народная Республика за счет значительного роста солнечной энергетики. Соединенные Штаты стали второй страной по величине инвестиций в разработку возобновляемых источников энергии, несмотря на менее озабоченную альтернативной энергией администрацию Трампа: инвестиции страны составили 56,9 млрд долларов, или 17% мировых инвестиций. В 2016 г. на третьем месте была Япония, на четвертом – Великобритания. Индия также достаточно много инвестировала в ВИЭ (5-е место). По статистике, больше всего государства вкладывались в технологии солнечной энергии, а самые крупные сделки заключались в офшорной ветроэнергетике.
Основные объемы инвестиционных вложений (около 90%) были направлены на развитие солнечной и ветровой энергетики. В 2016 году инвестиции в эти технологии были примерно равными ($ 113,7 млрд и $ 112,5 млрд в солнечную и ветровую энергию соответственно), в то время как с 2010 года в приоритете находились солнечные батареи. В 2000-х годах из-за высоких цен на нефть и поиска альтернатив для топлива более популярными были биомасса и биотопливо, но в последние годы произошел спад инвестиций в эти сферы.

Планы России по генерации ВИЭ

Если говорить о месте России в мире по генерации возобновляемой энергии, то она даже не в числе первых двадцати стран. Россия богата ископаемыми ресурсами, и это делает развитие возобновляемых источников энергии менее насущной проблемой, приводя к игнорированию долгосрочного потенциала развития «зеленой» энергии. В 2018 году РФ потребила 0,3 млн тонн н.э. энергии, полученной из ВИЭ, что составляет всего 0,1% от общемирового потребления. Это также незначительно, если рассматривать показатель в масштабах страны: 152,3 млн т. н.э. нефти (21,1%), 390,9 млн т н.э. природного газа (54,2%), 88 млн т. н.э. угля (12,2%), 46,3 млн т. н.э. ядерной энергии (6,4%), 43,0 млн т. н.э. гидроэлектроэнергии (5,9%) и лишь 0,3 млн т. н.э. ВИЭ (0,04%).
В нашей стране принята «Энергетическая стратегия России до 2035 года», где разработан детальный план энергопотребления. Исходя из расчетов и данных других источников, при исполнении сценария «обычного хода деятельности» к 2030 г доля ВИЭ в общем энергопотреблении достигнет 4,9%. Для этого среди прочих мероприятий планируется увеличить ветровые, солнечные и геотермальные генерирующие мощности до 5,9 ГВт к концу 2024 года.
Согласно докладу IRENA за 2017 год «REMap 2030: Renewable Energy Prospects for the Russian Federation», Россия имеет потенциал для увеличения прогнозируемой доли возобновляемых источников энергии с 4,9% до 11,3% от общего конечного потребления энергии к 2030 году. Это потребует, по мнению агентства, инвестиций в размере 15 млрд долларов в год в период с 2010 – 2030 годы, подавляющая часть которых будет потрачена на создание генерирующих мощностей ВИЭ. Российское правительство, как не странно, одобрило доклад IRENA и обсудило свои планы с Организацией Объединенных Наций, заявив в ответах на многостороннюю оценку климатических целей, что оно планирует увеличить объем производства негидроэнергетических ВИЭ с 2 ТВт/ч до 29 ТВт/ч к 2035 году.

Выводы

Политика по увеличению производства и потребления возобновляемых источников энергии, активно реализуемая на международном уровне последние несколько лет, главной целью ставит – сохранение планеты, путем ограничения глобального потепления и экономии добываемых энергоресурсов.
Большинство стран с высоким уровнем дохода установили амбициозные цели по сокращению выбросов парниковых газов в своих обязательствах «по Парижскому климатическому соглашению». Например, Китай планирует снизить выбросы углекислого газа на единицу ВВП на 60-65% от уровня 2005 г.; Япония декларировала снижение на 25,4% по сравнению с 2005 г.; Соединенные Штаты к 2025 году намерены достичь общеэкономической цели по сокращению выбросов парниковых газов на 20-28% ниже уровня 2005 г.
В России декларировано ограничение выбросов антропогенных парниковых газов до 70-75% от уровня 1990 года к 2030 году. Эта политика потребует кардинального пересмотра энергетической системы страны. Кроме того, Россия располагает гигантскими запасами геотермальной энергии, которые в 10 раз превышают запасы органического топлива в стране. Уже сейчас около половины всех новых энергетических мощностей, вводимых в России, это – гидроэлектростанции, атомные электростанции и станции ВИЭ. По оценкам экспертов, суммарный потенциал энергогенерации альтернативных источников оценивается в объеме около 3 млрд тонн нефтяного эквивалента в год.

Проведенный на примере возобновляемой энергетики анализ показал, что и в мире, и в России в сфере «зеленого» развития стоят весьма важные и амбициозные задачи, для решения которых требуются значительные инвестиции. Их источником не может быть в полной мере государственное финансирование, так как у правительств достаточно других неотложных задач, что обуславливает необходимость активизации частного инвестирования. В связи с этим, потребуется создание новых стимулирующих инструментов в рамках инвестиционной политики государства, развитие рынка «зеленого» финансирования.
Вопрос инвестиционных тенденций и количество новых финансовых вливаний в стратегию развития посткризисной возобновляемой энергетики послужат основным индикатором курса национальной политики многих стран. Дальнейшая стабилизация мировой экономики в целом и сектора возобновляемой энергии, в частности, будет зависеть от следующих ключевых переменных: продолжительность кризиса, характер восстановительных работ (стратегия выхода из кризиса), характеристика политических мер по урегулированию кризисной ситуации.
Есть вероятность того, что сегодняшний спад инвестиционной активности в «зеленые» активы, относительно неопределенности даты окончания пандемии, может оказаться непропорциональным падению спроса на энергоресурсы и срыву сроков по вводу новых мощностей. Это означает, что существует вероятность, при которой сегодняшнее сокращение объема инвестиций в будущем может привести к дисбалансу на рынке, а затем и к скачкообразному изменению цен на энергоресурсы и волатильности национальных валют (предложения по актуальным “зеленым”акциям вы можете найти здесь)  .
Несмотря на сокращение объема инвестиций в «зеленую» энергию по примерным итогам 2020 года, на фоне глобального урезания их доля в общей структуре будет высока.
Друзья, оставайтесь с нами, подписывайтесь на наши новости, чтобы не упустить новых статей по тенденциям возобновляемой энергии, наиболее выгодным «зеленым» акциям в 2021 году и мегатрендам в ВИЭ. Вы также можете прямой сейчас в разделе “Идеи” найти для себя выгодные вложения и диверсифицировать свой инвестиционный портфель. А если возникнут вопросы, оставляйте смело свои контакты, и мы свяжемся с вами в удобное для вас время. Берегите себя и зарабатывайте с “Мегатрендс”!

Дмитрий Исаков
Исаков Дмитрий профессиональный инвестор, финансист - 10 лет на финансовых рынках - Окончил НИУ “Высшая школа экономики”, MBA “Управление инвестициями”, Сертификаты ФСФР 1.0, 5.0 - Возглавлял департамент инвестиционных продуктов БИНБАНК Private-banking. - Запускал направление брокерского обслуживания для швейцарского фонда EuroTrust. - Работал с крупными состоятельными клиентами в Альфа-Банке и АТОНе. - Управлял портфелем активов более 30 млн USD. В 2019 году создал онлайн-платформу для инвестиций в малый и средний бизнес Lender Invest.