14-я «пятилетка» Китая: обзор новой замкнутой модели экономики

Пекин уделяет приоритетное внимание развитию экономики замкнутого цикла в Китае с запланированными целями по максимальному использованию ресурсов и жизненному циклу продуктов. Это будет иметь прямые последствия для предприятий, занятых в производственном секторе, и создаст новые рыночные возможности для зеленых предприятий

Пятилетний план замкнутого цикла

  • Национальная комиссия по развитию и реформам в июле этого года опубликовала План развития экономики замкнутого цикла на 14-й пятилетний период («План»). План состоит из 19 разделов, 65 глав и 175 подразделов. Наибольшее количество посвящено укреплению внутренней социально-экономической основы Китая (14%) и поддержке технологий и инноваций (также 14%).
  • План, охватывающий 2021-2025 годы, направлен на развитие экономики замкнутого цикла с помощью таких инициатив, как содействие утилизации, переработке, экологически чистому дизайну продукции и возобновляемым ресурсам.
  • Циркулярная экономика или замкнутый стиль – это экономическая модель, которая подчеркивает важность максимального использования ресурсов и жизненного цикла продуктов с упором на интеграцию этих проблем на этапе проектирования продукта.
  • Это контрастирует с «линейной экономикой», когда ресурсы добываются для производства одноразовых продуктов или товаров, которые утилизируются после использования.
  • Это значит, что теперь в национальном приоритете в период 2021-2025 гг. важное значение для Китая будут иметь – сохранение окружающей среды, достижение международных целей в области климата и зеленых инноваций.
  • Циркулярная экономика повлияет практически на все компании, ведущие бизнес в Китае, особенно на производителей, которые используют ресурсы и создают отходы.
  • План также призван расширить возможности компаний, работающих в таких областях, как зеленые технологии, управление отходами и вторичная переработка.

Ключевые задачи циркулярной «пятилетки»

Помимо целей развития, в плане перечислены 3 ключевые задачи, которые необходимо выполнить в течение пятилетнего периода. Эти задачи в значительной степени являются директивами, которые региональные правительства должны интерпретировать и выполнять в соответствии с местными условиями.

1. Создание отраслевой системы переработки ресурсов и повышение эффективности использования ресурсов

Содействие экологичности продуктов путем совершенствования политики, руководящих принципов и классификации зеленых технологий;
Укрепление чистого производства посредством обязательных и добровольных аудитов, ускорения инноваций и модернизации экологичного производства, а также установления стимулов и наказаний;
Содействие экономике замкнутого цикла в промышленных парках путем поощрения широкого использования ресурсов, строительства зеленых заводов и создания экопромышленных демонстрационных объектов;
Усиление всестороннего использования ресурсов при эффективной добыче и использовании ресурсов, расширении исследований и разработок в области утилизации отходов, многократного применения материалов в строительстве, транспортном машиностроении;
Содействие совместной переработке городских отходов с помощью совершенствования механизмов политики и нормативных стандартов, разработки рыночных методов оплаты, переработки отходов и координации утилизации малоценных органических отходов.

2. Создание системы переработки отходов и развитие общества, ориентированного на переработку

Улучшение сети рециркуляции отходов путем интеграции объектов рециркуляции в земельное планирование, построения системы рециркуляции и улучшения сетей в сельской местности в соответствии с местными условиями;
Повышение уровня переработки и использования возобновляемых ресурсов за счет усиления надзора за окружающей средой, стандартизации переработки и утилизации таких продуктов, как электроника и автомобили;
• Стандартизация рынка подержанных товаров с помощью совершенствования соответствующих законов и норм, поощряющих интернет-торговлю и регулирующих офлайн-рынки;
Содействие развитию сектора восстановления в таких отраслях, как автозапчасти, строительная техника, робототехника и др.

3. Углубление развития аграрной экономики замкнутого цикла и создание соответствующего сельскохозяйственного производства

Усиление использования сельскохозяйственных и лесных отходов в производстве такой продукции, как солома сельскохозяйственных культур, навоз домашнего скота, отходы лесного хозяйства;
Усиление переработки сельскохозяйственных отходов путем привлечения фермеров в строительство предприятий по переработке отходов в деревнях и создание региональных предприятий по утилизации;
Содействие модели замкнутого цикла развития сельского хозяйства путем создания промышленных консорциумов экологического сельского хозяйства, поощрения использования чистой энергии и интеграции разрозненных сельскохозяйственных процессов.

Кроме ключевых задач, у Китая есть приоритетные направления, которые она активирует в 2021-2025 гг. для достижения циркулярной экономики

 

  • Строительство системы утилизации городских отходов
  • Развитие парка вторичной переработки
  • Комплексная утилизация твердых бытовых отходов
  • Использование строительных отходов
  • Ключевые инновации в технологиях и оборудовании
  • Качественная разработка для сектора восстановления
  • Улучшение переработки и утилизации электрических отходов и электронных продуктов
  • Управление жизненным циклом автомобилей
  • Контроль загрязнения пластиком
  • Продвижение экологически чистой упаковки для транспортировки и логистики
  • Утилизация использованных батарей

При этом пятилетний план устанавливает ряд жестких цифровых показателей, которые правительство должно выполнить к 2025 году

• Повышение производительности ресурсов на 20% по сравнению с уровнем 2020 года.
• Снижение потребления энергии и воды на единицу ВВП на 13,5% и 16% соответственно по сравнению с уровнями 2020 года.
• Достигнуть уровень утилизации 86% стеблей сельскохозяйственных культур, 60% твердых бытовых отходов и 60% строительных отходов.
• Утилизация 60 млн тонн макулатуры и 320 млн тонн стального лома.
• Производство 20 млн тонн вторсырья цветных металлов.
• Увеличение объема производства в отрасли переработки ресурсов до 5 трлн юаней ($773 млрд).

Превращение Китая в независимую технологическую и производственную державу

Поскольку Китай стремится стать ведущей инновационной страной к 2035 году, в плане на следующие пять лет подчеркивается, что «инновации остаются в основе модернизации». Правительство пообещало сосредоточиться на достижении «крупных прорывов в основных технологиях», включая искусственный интеллект следующего поколения, полупроводники, облачные вычисления и другие ключевые области, а также создание национальных лабораторий и инновационных центров. Пекин будет стремиться подключить 56% территории страны к 5G-сетям. К 2025 году на цифровую экономику будет приходиться около 10% экономического производства Китая.

С 2021 по 2025 годы расходы на НИОКР будут увеличиваться более чем на 7% ежегодно, при этом «ожидается, что расходы будут составлять более высокий процент ВВП», чем в течение 13- го финансового периода. В этом году Китай увеличит расходы на фундаментальные исследования на 10,6%. Правительство продолжило политику «предоставления дополнительных налоговых вычетов в размере 75% на затраты предприятий на НИОКР» и «подняло эту льготу до 100% для производственных предприятий».

14- й пятилетний период ставит новые акценты на ускорении четвертой промышленной революции и превращении Китая в передовую производственную сверхдержаву по усилению его глобальной конкурентоспособности в таких областях, как робототехника, транспортные средства на новых источниках энергии, разработка самолетов и сельскохозяйственной техники.

Министр промышленности и информационных технологий Сяо Яцин заявил: «Обрабатывающая промышленность является источником жизненной силы экономики страны, и реальная экономика нуждается в дальнейшем укреплении и улучшении».

Мяо Вэй, правительственный советник, предсказал, что потребуется не менее трех десятилетий, чтобы стать «производственным центром», заявив, что Китай по-прежнему является производственной державой «третьего уровня», сославшись на Германию и США, как на страны-производители «первого эшелона». Мяо предупредил, что производство в обрабатывающей промышленности Китая снизилось до четверти ВВП в 2020 году, и это происходит «слишком рано и слишком быстро».

Значительные обязательства по увеличению расходов на НИОКР и планы по активизации производства подчеркивают решимость Пекина продолжать расширять роль инноваций как основного двигателя роста китайской экономики. На фоне растущего соперничества с США и другими крупными экономиками, план отражает растущую актуальность снижения технологической зависимости Китая от внешних рынков и уменьшения уязвимости его цепочек поставок в геополитической напряженности.

Впервые правительство обязалось активизировать усилия по борьбе с бизнес-монополиями для обеспечения справедливой рыночной конкуренции. Это заявление, сделанное после недавнего начала антимонопольных мер в отношении отечественных технологических гигантов, просигнализировало о том, что следует ожидать усиления жесткого подхода к управлению быстрорастущими технологическими секторами. Кроме того, это указывает на то, что стремление к доверительным отношениям будет расширяться, чтобы охватить другие сектора тоже. Компании должны быть готовы к тому, что власти возьмут на себя более активную роль модератора в частном секторе Китая.

Амбициозные цели Китая в области климата

План циркулярной экономики является важным компонентом широкой стратегии Китая в области климата. После десятилетий головокружительного экономического роста правительство сделало своей приоритетной задачей создание более чистой окружающей среды.
В сентябре 2020 года президент Си Цзиньпин объявил, что Китай достигнет пика выбросов углерода до 2030 года и станет углеродно-нейтральным к 2060-му. Достижение этих целей потребует преобразований в масштабах всего общества и экономики, поскольку Поднебесная выбрасывает 27% всех парниковых газов в мире и имеет больше установленных угольных мощностей, чем остальной мир вместе взятый.
План выдвигает спектр приоритетов для развития экономики, где региональные правительства смогут формировать свою собственную политику для достижения большинства этих целей на местах.

Заместитель главы Китая Нин Цзичжэ на пресс-конференции заявил, что страна будет способствовать реализации крупных зарубежных инвестиционных проектов. На сегодняшний день в стране запущено четыре группы крупных инвестиционных проектов, финансируемых из-за рубежа, с общим объемом инвестиций более 715 миллиардов юаней (110 миллиардов долларов США). Нин признался:«В этом году пятая группа крупных проектов, финансируемых из-за рубежа, будет запущена при поддержке политики в секторы промышленного планирования, землепользования, экологической оценки и использования энергии».

Отчет Всемирного банка в 2020 году показал, что Китай стал ведущим реформатором среди крупных экономик и входил в число 10 самых быстрых глобальных реформаторов два года подряд. Китай также совершил резкий скачок с 78- го места в отчете Всемирного банка за 2018 год до 31- го в рейтинге прошлого года.

Тем не менее, Китай заявил, что начнет проводить исследования национальной безопасности иностранных инвестиций в конце этого года. Иностранным инвесторам следует ожидать усиления надзора за их деятельностью с точки зрения национальной безопасности. Согласно Министерству торговли (MOFCOM), новые правила будут сосредоточены на проверках безопасности двух типов иностранных инвестиций – военных, касающихся национальной обороны, а также основных сельскохозяйственных, энергетических и ресурсных областей, которые являются наиболее уязвимыми.

Представитель MOFCOM отметил, что «проведение проверок безопасности иностранных инвестиций, которые влияют или могут повлиять на национальную безопасность, является обычной международной практикой. Крупные страны уже создали или улучшают такие механизмы проверки безопасности».

Мнение аналитиков Megatrends

Таким образом, 14-я пятилетка нацелена на то, чтобы установить точки, где Китай смог бы положить конец своей зависимости от иностранных ресурсов и технологий. А также стать мировым лидером в стратегически новых отраслях, передовых технологиях и науке. Зависимость от импортируемых основных ресурсов и ключевых технологий воспринимается Пекином как проблема безопасности, а большая самостоятельность – как путь вперед. Новый план усилит промышленную политику и поддержит отечественные технологии, которые считаются важными для обретения независимости от стратегических ресурсов.

Мы в Megatrends считаем, что инвесторы должны быть в курсе предстоящих политических и экономических событий в Поднебесной. В следующем посте мы планируем продолжить обзор экономики Китая, поэтому, призываем вас, друзья, следить за нашими новостями, чтобы не пропустить важные события в мире и крутые инвестиционные идеи.