“Он заявил, что большие данные включают три основных компонента: объем, скорость и разнообразие”
/ С.Грингард /
Появление лифтов – предопределило строительство небоскребов. Изменилась архитектура городов, вывески стали подсвечиваться, магазины работать круглосуточно. Обычный смартфон стал обладать мощностью, большей чем бортовой управляющий компьютер, отправивший на Луну корабль «Аполлон». Крошечные устройства с автономным питанием, размером 2 × 2 мм передают зетабайты. Искусственный интеллект позволяет компьютерам обучаться на собственном опыте, адаптироваться к задаваемым параметрам и выполнять те задачи, которые раньше были под силу только человеку. Интернет людей переходит в Интернет вещей для более глубокого взаимодействия физической среды с виртуальной. Сири, Алиса, Алекса – верные помощницы, живущие с нами в наших телефонах, домах, круглосуточно помогают нам взаимодействовать с миром и неплохо справляются с возложенными на них обязательствами.
Представьте себе ситуацию – система отопления вашего дома, изучившая ваши температурные предпочтения, регулирует микроклимат в зависимости от внешних природных условий и вашего присутствия в нем. Автономное транспортное средство без вашего участия взаимодействует с другими системами и принимает самостоятельные решения: предлагает нужную информационно-развлекательную информацию, знает быстрый и безопасный маршрут, реагирует на сигналы в реальном времени, держит связь с подключенным автотранспортом и прогнозирует трафик.
Речь, как вы догадались, пойдет об «Интернете вещей», который объясняется как сеть подключенных «устройств», обеспечивающих связь, взаимодействие и обмен данными.
Регулировка угла наклона лопастных ветровых турбин, перебронирование рейса и отеля, составление рекомендаций, взаимодействие с физическим миром, распознавание лиц, перевод языка или утверждение кредита – все это «Интернет вещей», соединившийся с Искусственным интеллектом. И если сегодня только 10% проектов Интернета вещей содержат Искусственный интеллект, то к 2022 году, по прогнозам Gartner, эта цифра вырастет до 80%. Искусственный интеллект – наука о системах обучения, позволяющих имитировать задачи человека посредством обучения и автоматизации.
21 год назад британский технолог Кевин Эштон впервые в своей презентации привел термин «Интернет вещей» (Internet of things / IoT), чтобы представить миру новую сеть, которая соединит людей с окружающим миром. Тогда для большинства это была всего лишь научная фантастика. «Многие директора IT- компаний в начале 2000-х задавали мне один и тот же вопрос. – Что нам делать с Интернетом вещей? – Мой ответ был всегда один. – Начинайте постепенно», – делился Эштон.
Начав свое развитие «постепенно» от простых устройств для сбора данных, Интернет вещей перешел к автономным устройствам, управляющими машинами, объектами и целыми средами.
Сегодня Интернет вещей (ИВ) – это мир, объединивший кибер- и физическую реальности, с обширной сетью интеллектуальных объектов, которые работают вместе для сбора, анализа данных и выполнения действий.
Само понятие «Интернет вещей» уже не совсем отражает весь его потенциал. Созданный во времена, когда он действительно являлся «вещью» в виде компьютеров, ноутбуков, планшетов, смартфонов, наручных часов, автомобильных сигнализаций, сегодня он решает глобальную задачу – единение физического и цифрового миров в пользу людей.
Слово «вещь» потеряло свою актуальность для интернета, который начал взаимодействовать с Искусственным интеллектом (ИИ). Мы меняемся под влиянием сенсорных устройств, взаимодействующих друг с другом аналогично людям в сетях. Близок тот час, когда подключенные устройства нам обеспечат удобства в работе, отдыхе, общении, сохранности здоровья, шопинге и др.
Датчики, чипы, исполнительные механизмы, встроенные в физические объекты, связанные проводными и беспроводными сетями – будут создавать «умные дома», «умное промышленное оборудование», автономные транспортные средства, «умные города», позволяющие экономить средства, время, энергию.
К примеру, в городе Сан-Хосе Интернет вещей и Искусственный интеллект решают проблемы мобильности. По данным ООН 55% населения мира – городские жители, к 2050 году это число увеличится до 68%. В Сан-Хосе также внедрена программа по изучению и предотвращению дорожно-транспортных происшествий. «Мы проводим эксперимент с компьютерной оптикой и искусственным интеллектом, – говорит Долан Бекел, директор по гражданским инновациям и цифровой стратегии Сан-Хосе. – Более 1000 перекрестков имеют связь между транспортными средствами и инфраструктурой. Когда пожарная машина приближается к перекрестку, светофор загорается красным – для автомобилей и зеленым – для пожарных. Для этого грузовики используют фары и стробируют сигнал, стимулируя светофор менять цвет. Благодаря ИВ, светофоры не просто устанавливают время для пешеходов, но и динамически реагируют на движения по пешеходной дорожке. «Умный светофор» считывает разную скорость пешеходов: пожилого человека, родителя с коляской, молодого человека. Волоконно-оптические линии в сочетании с датчиками оптимизируют время сигналов светофора с учетом зарегистрированной скорости пешеходов. Это регулирует автомобильное движение, сокращая время холостого пробега при красном свете, обеспечивает безопасность пешеходов и велосипедистов и сокращает выбросы выхлопных газов». Это пример использования большого количества приложений для «интеллектуальных городов», которые позволяют без поддержки централизованной облачной системы сбора данных из разных источников хранить, обрабатывать и анализировать данные в режиме реального времени на уровне устройств. Такой подход снижает нагрузки на сеть, затраты на подключение, хранение и управление базой данных, а главное – анализирует показатели в реальном времени с нулевой задержкой.
Оставить комментарий