Углеродный след суборбитального туризма, или как сверхбыстрые космические полеты могут уничтожить дальнемагистральный авиарынок?

Битва космических «курсантов» накаляется. Илон Маск и Джефф Безос – пара миллиардеров, сделавших свои состояния на подчинении земных технологий, давно пытаются сделать что-то подобное в космосе. Именно с этой целью основаны компании SpaceX и Blue Origin. Однако их мотивы не являются исключительно коммерческими. Здесь также присутствует рвение к новым границам. У обеих компаний есть планы построить Лунные аппараты с экипажем. У Маска есть заветный контракт от НАСА, и он надеется возглавить колонизацию Марса человечеством

Недавний успешный полет Ричарда Брэнсона в космос на борту корабля Virgin Galactic должен был стать триумфальным возвращением героя-миллиардера на землю после многократных неудачных попыток. Вызвать массу положительных эмоций у всего человечества, у которого наконец-то появляется шанс путешествовать над земной орбитой или, как минимум, на периферии. Вместо этого поездка породила широкую критику. Мы писали в предыдущем материале об общественных организациях и деятелях, которые сразу после космопутешествия миллиардера напомнили о голодающих, коронапандемии и экологических бедствиях. Они призывали тройку космических первопроходцев обратить внимание, прежде всего, на проблемы, которыми изобилует земля. Особняком в нападках на попытки Брэнсона, Безоса и Маска создать новый рынок космического туризма стоит – углеродный след.
Развивающийся сектор космического туризма стал вызывать еще большие опасения по поводу его влияния на окружающую среду, потому что Джефф Безос планирует произвести полет на ракете Blue Origin 20 июля, а SpaceX Илона Маска намеревается совершить гражданскую орбитальную поездку в сентябре. Ряд ученых обеспокоен потенциальным долгосрочным ущербом, который, по мере расширения бизнеса, будет влиять на озоновый слой верхней границы атмосферы. Тем более, он мало изучен.

Мнение ученых об углеродном следе коммерческой космонавтики

Virgin Galactic жестко раскритиковали CNN, Forbes и соцсети за углеродный дисбаланс. Колумнисты в один голос стали возмущаться, что ради одного человека нельзя тратить такое большое количество ископаемого топлива.

Главный советник Национального аэрокосмического агентства (NASA) США по климату Гэвин Шмидт обратился к «зеленым» и другим общественным деятелям с успокоительной речью: «Выбросы двуокиси углерода при суборбитальных полетах незначительнее других видов человеческой деятельности и даже коммерческой авиации».

Virgin Galactic дала официальный ответ, что «уже предприняла усилия по компенсации выбросов углекислого газа в результате испытательных полетов и рассматривает дальнейшие возможности минимизации углеродного следа для будущих пассажирских поездок и всей цепи космических поставок». А ущерб от 4-минутного полета Брэнсона компания сопоставила с выбросами углекислого газа при перелете из Лондона в Нью-Йорк пассажиром бизнес-класса.
Согласно оценке, данной французским астрофизиком Роланом Леуком и его коллегами, трансатлантические рейсы перевозят сотни пассажиров, а выбросы Virgin составляют примерно 4,5 тонны на пассажира при поездке с шестью туристами.
Дарин Тухи, ученый-атмосферист из университета Колорадо в Боулдере, сказал, что «проблема является одной из самых непропорциональных с учетом последствий».
«Я вырос, наблюдая за космической программой, и именно это стимулировало меня заняться наукой, – добавил ученый. – Но если бы кто-то предоставил мне бесплатный коммерческий полет, я бы крайне неохотно согласился. Потому что я знаю, что мой личный след на земле намного больше, чем он может быть в космосе».
Корабль SpaceShipTwo компании Virgin Galactic работает на синтетическом каучуке, который сжигается в закиси азота, сильном парниковом газе.
Топливо выбрасывает черный углерод в верхние слои стратосферы на высоте 30-50 километров (18-30 миль). Попав в атмосферу, частицы могут оказывать различные эффекты, начиная от отражения солнечного света и запуска ядерной зимы, и заканчивая ускорением химических реакций, разрушающих озоновый слой, который защищает людей от опасного излучения.
«Мы можем оказаться в опасном положении», – признался Тухи, добавив, что необходимы дополнительные научные исследования последствий, прежде чем запуски станут регулярными.

Будущий космический отель

Будущее космических рейсов

Virgin заявила, что планирует выполнять 400 рейсов в год. Согласно недавней статье ученого Мартина Росса из аэрокосмической компании, которую фирма Безоса разместила в Twitter, космические самолеты Blue Origin намного чище, чем космические самолеты Virgin Galactic SpaceShipTwo.
И Virgin, и Blue Origin совершают суборбитальные запуски, которые на сегодняшний день оказывают значительно меньшее влияние, чем орбитальные ракеты.

Запуск Space X

Художники изобразили спутник “Коперник Сентинел-6” Майкла Фрейлиха, выпущенный с ракеты SpaceX Falcon 9. Запуск запланирован с базы ВВС Ванденберг в Калифорнии в ноябре

В сентябре SpaceX запустит в космос четырех частных лиц с помощью своей ракеты Falcon 9, которая, по оценкам, выделяет выбросы углерода, эквивалентные 395 трансатлантическим перелетам.

«Мы живем в эпоху изменения климата, и начинать туристическую деятельность, которая будет увеличивать выбросы, не самое подходящее предложение»,- сказала Аннет Тойвонен, автор книги «Устойчивый космический туризм».

Забота о климате

Сейчас мир значительно глубже осознает близость климатической катастрофы, чем в начале 2000-х, когда создавались космические компании. Что может побудить эти корпорации искать более чистые технологии, чтобы упредить проблему?
У Тойвонена, преподавателя Финского университета прикладных наук Хаага-Хелия, на этот вопрос нашелся очень оригинальный ответ: «Кто захочет стать космическим туристом, если он не сможет сказать людям, что действительно был космическим туристом?»

Рыночный потенциал космического туризма

К 2030 году ожидается 5 миллионов пассажиров в год и развитие ряда услуг, как показано на рисунке
  • Исследования потенциального рынка космических путешествий начались задолго до его появления.
  • Первое исследование рынка космического туризма, проведенное в Японии в 1993 году, показало исключительно положительные результаты: около 70% респондентов хотели бы отправиться в космос, а половина из них готова была выложить за поездку 3-месячную зарплату.
  • В 1995 году общенациональные телефонные опросы в Канаде и США показали, что идея космического туризма пользуется огромной популярностью. В 1997 году в опросе National Leisure Travel Monitor США впервые были включены вопросы о космическом туризме. Из 1500 опрошенных американцев – 42% интересовались космическим круизом и были готовы потратить на поездку в среднем $10 800. Эти результаты очень похожи на японские.
  • Исследования рынка также показали, что большинство людей, по крайней мере, в промышленно развитых странах, хотели бы совершить путешествие в космос. Для них «космический туризм – это покупка билетов для путешествия в космос и обратно». Многие считают эту идею футуристической. Но события последних дней показывают, что создание коммерческих услуг космического туризма – это реальная цель для современного бизнеса. И причины, по которым это происходит, включают то, что люди хотят этого и цель вполне реалистична. Это единственный путь, при котором космическая деятельность может стать прибыльной.
  • Согласно прогнозам «Коллинз», к 2100 году ежегодно будет 30 млн суборбитальных, 40 млн орбитальных и 10 млн путешественников на поверхности Луны.

  • Согласно японским исследованиям, к 2030 году космос могут посетить около 40 млн человек, то есть примерно 2% среднего класса.
  • По мнению же UBS, через десятилетие высокоскоростные путешествия через космическое пространство будут составлять ежегодный рынок в размере $20 млрд и конкурировать с дальними рейсами авиакомпаний.
  • В июльском отчете UBS ожидает, что космическая отрасль, стоимость которой сегодня составляет около $400 млрд, к 2030 году удвоится до $805 млрд.
  • Дальнемагистральные полеты самолетов, продолжительностью более 10 часов, будут «уничтожены» ракетными полетами из точки А в точку Б.

  • В UBS считают, что космические полеты, которые в настоящее время возглавляют Virgin Galactic, SpaceX и Blue Origin, принесут очень высокую прибыль и подтолкнут к новому витку развития космических технологий.
  • В отчете UBS говорится, что через 10 лет высокоскоростные путешествия через космическое пространство будут составлять не менее $20 млрд в год и будут конкурировать с рейсами авиакомпаний на дальние расстояния.
  • По оценкам UBS, к 2030 году объем рынка космического туризма составит $3 млрд.
  • К 2050 году космические путешествия могут достигнуть $ 1 трлн в год.
  • «Хотя космический туризм все еще находится на начальной стадии, мы думаем, что по мере того, как технологии будут проверены, а стоимость снизится из-за инноваций и конкуренции, суборбитальное станет более популярным, – написали в записке аналитики UBS Джаррод Касл и Майлз Уолтон.
  • Космический туризм может стать отправной точкой для развития дальних путешествий по Земле, обслуживаемых космосом». Касл и Уолтон уверены, что «перспективы космической экономики, туризма и дальних путешествий стали более оптимистичными».

Революция в путешествиях на дальние расстояния

  • В UBS заявили, что дальнемагистральные полеты самолетов, продолжительностью более 10 часов, будут «уничтожены» ракетными полетами. В качестве аргумента фирма указала на планы SpaceX по использованию строящегося огромного корабля Starship, чтобы за считанные минуты с 100 пассажирами на борту облететь весь мир.
  • SpaceX заявила, что Starship сможет долететь из Нью-Йорка в Шанхай за 39 минут, а не за 15 часов, которые в настоящее время уходят на полет.
  • По оценкам UBS, более 150 млн пассажиров в год летают маршрутами, продолжительностью более 10 часов.
  • По данным UBS, в прошлом году было реализовано 527 000 маршрутов на самолетах по аналогичной временной траектории, с примерно 309 пассажирскими местами.
  • «Если мы предположим, что 5% этих рейсов в будущем будут обслуживаться космическими объектами по цене $2500 за поездку, то возможность получения дохода составит более $20 млрд в год», – рассчитали в UBS.
  • «Маловероятно, что в ближайшее время ракета сможет перевезти более 300 человек, поэтому, вместимость Starship в 100 человек будет максимальной и в обозримом будущем, – полагают в UBS. – Но чтобы обеспечить спрос такого количества пассажиров, число космических полетов в течение дня увеличится. С учетом продолжительности дальних коммерческих поездок, крюинговых сложностей, ограничений по времени взлета и посадки в аэропортах, мы считаем, что многоразовая ракета (особенно, если она не наземного базирования) будет иметь значительно лучший коэффициент использования, чем коммерческий самолет».
  • «В результате, оценка в $20 млрд может оказаться консервативной, – заявила аналитическая компания. – Более 10 % людей в недавнем опросе UBS заявили, что для дальних путешествий они предпочли бы космический корабль самолету».

Мнение аналитиков Megatrends

Миллиарды долларов, вкладываемые в частные космические компании, представляют собой «высокий уровень» накопления капитала. Несмотря на то, что космический туризм «все еще находится на стадии становления», многие эксперты считают, что подсектор «станет мейнстримом по мере того, как подтвердится безопасность полета и снизится цена билета».
Область космического туризма может оказаться рынком с наибольшим потенциалом рывка. Бизнес-модель Virgin Galactic, как туристической компании и производителя космических кораблей одновременно, может подтолкнуть рост нового бизнес-направления на заре авиации. Это значит, что история United Airlines, которая может проследить свои истоки до Boeing Aircraft & Transport Company, может повториться. Использование многоразовых систем космических аппаратов компаниями Virgin Galactic и Blue Origin может повторить также то, что произошло в коммерческой авиации после появления дешевых авиакомпаний.
На рост рынка указывает и то, что SpaceX получит значительный денежный поток от космического туризма через два разных проекта. Компания Илона Маска только что завершила исторический испытательный полет своей капсулы Crew Dragon, которая сможет отправлять на космическую станцию до четырех астронавтов. НАСА будет платить SpaceX около $58 млн за астронавта, по сравнению с $81, которые она выплачивала России, за доставку ракетами-носителями «Союз». Вторая возможность SpaceX – это ранние полеты звездолета для отправки туристов за пределы орбиты земли. В сентябре Маск объявил, что японский миллиардер Юсаку Маэдзава подписал контракт со SpaceX на полет вокруг луны на космическом корабле Starship. Маэдзава планирует вылететь в 2023 году, и к нему присоединятся от 6 до 8 гостей.

А пока держим кулачки за Безоса, желаем ему успешного полета и ждем результатов его космического тура!

Дмитрий Исаков
Исаков Дмитрий профессиональный инвестор, финансист - 10 лет на финансовых рынках - Окончил НИУ “Высшая школа экономики”, MBA “Управление инвестициями”, Сертификаты ФСФР 1.0, 5.0 - Возглавлял департамент инвестиционных продуктов БИНБАНК Private-banking. - Запускал направление брокерского обслуживания для швейцарского фонда EuroTrust. - Работал с крупными состоятельными клиентами в Альфа-Банке и АТОНе. - Управлял портфелем активов более 30 млн USD. В 2019 году создал онлайн-платформу для инвестиций в малый и средний бизнес Lender Invest.