Топ-10 «умных городов» мира

Идея «умного города» витала в воздухе еще с середины прошлого века: выбрать свободное место, спроектировать идеальный город и построить его, используя новейшие технологии. Цель всех «умных городов» первого поколения заключалась в том, чтобы разгрузить мегаполисы и заинтересовать население перспективой жизнью за пределами столиц.

Несмотря на все попытки урбанистов, единого определения «цифрового города» нет, как и особенностей, которое делают его «умным». Британский институт стандартов (British Standard Institution, BSI) описывает «умный город», как «эффективную интеграцию физических, цифровых и человеческих систем в искусственно созданной среде с целью обеспечить устойчивое, благополучное и всестороннее будущее для граждан». «Умных городов» по всему миру на год 2020 насчитывается более 3-х сотен и динамика роста положительная.
Как все начиналось? В 2000-ных – возникла концепция умного города. В 2008-ом — Компания IBM представила программу Smart Planet («Умная планета»), после чего стал расти интерес технологических компаний в этой области. В 2010 году — в Рио-де-Жанейро начал работу операционный центр «умного города». В 2012 году — В Китае одобрили 90 пилотных проектов для «умных городов». 2013 год – начался с критики концепции «умного города». В 2016 год – формируется новая концепция «умного города» (версия 2.0 – «умные» решения интегрируются в действующие города, вместо строительства новых).

Топ-10 городов, признанных лидирующими «интеллектуалами» мира

1. Сингапур – цифровой город №1 готов  к беспилотникам

Город-государство в Юго-Восточной Азии является вторым наиболее густонаселенным в мире (около 8000 человек приходится на кв. км.). Столкнувшись с преобладанием стареющего населения, правительство применило цифровые достижения для повышения производительности труда в уже развитой экономике. Концепция Smart Nation направлена на цифровой сбор информации со всего города с использованием датчиков, связанных с блоками агрегации. Собранные данные об объеме трафика или пешеходной активности направляются в соответствующие агентства для анализа и принятия мер по оказанию услуг. Почти 95% домов имеют широкополосный доступ, а открытые источники предоставляют информацию гражданам и частному сектору для использования данных в личных или деловых целях.
Для планирования Национальный исследовательский фонд возглавляет разработку Virtual Singapore, динамической 3D-модели города и платформы для совместной работы. Он был предоставлен в распоряжение государственных и частных организаций для разработки инструментов тестирования концепций и услуг, таких как моделирование рассеивания толпы на будущих спортивных объектах. Поскольку 80% жителей живут в муниципальном жилье, государственные учреждения, совместно с коммерческими проводят тестирование технологий «умного дома»: систем управления энергией и водой, систем мониторинга пожилых людей в домашних условиях.
«Интеллектуальные» технологии, интегрированные в жилые пространства, учитывают планирование, окружающую среду, здания и быт. Так, инженеры анализируют поток ветра, проникновение солнечной энергии в затененные участки, чтобы лучше проектировать и строить новые здания. К 2022 году Сингапур получит «интеллектуальное» энергосберегающее освещение всех дорог и солнечные панели на крышах 6000 зданий.

2. Дубай внедряет самые передовые технологии “умного города”

Дубай находится в списке семилетнего плана ОАЭ по оцифровке всех государственных услуг до 2021 года, включая 100 инициатив, охватывающих транспорт, связь, инфраструктуру, электроэнергию, экономику и городское планирование. В настоящее время почти 90 государственных служб переведены в цифровую форму и доступны через приложение DubaiNow. Резидентские услуги – это одна из областей, где можно подать заявление на получение разрешения на въезд. Городские власти заявляют, что сэкономят 900 млн. дирхамов ОАЭ (245 млн долл. США) на устранении бумажных транзакций. По данным дорожного управления, система мониторинга водителей автобусов, использующих ИИ (искусственный интеллект), уже значительно сократила количество ДТП.
В городе уже действуют три автономных полицейских участка, где люди могут платить штрафы или сообщать о происшествиях, не разговаривая с человеком. Недавно прошла презентация четвертой плавучей автономной станции для Мировых островов – искусственного архипелага, похожего на поверхность Земли сверху. Разработка уже вошла в стадию строительства.
Дубай делает ставку на множество высокотехнологичных проектов для укрепления своего имиджа. Самым известным проектом является гипер-петля Дубай-Абу-Даби. Бюджет составляет 6 млрд долл., а длина цифровой системы равна – 151 км.

3. Осло хочет обновить весь свой автопарк на электрический

Осло строит устойчивый город на 1,050 кв. км с нуля, используя только возобновляемые источники энергии. Проблемы изменения климата – одна из основных причин перехода на «умные» технологии. Около 40 % энергии тратится на обогрев зданий, широко используются датчики освещения, отопления и охлаждения. Цель столицы Норвегии – сократить выбросы на 36% – к 2020 году и на 95% – к 2030 году, создать возможности для использования электромобилей, интеллектуальных энергосистем и зарядки электромобилей. Уже работает более 2000 зарядных станций для электромобилей, владельцы которых не платят налог с продаж, имеют право на бесплатную парковку, зарядку и место на паромах.
Осло будет получать питание только от возобновляемых источников энергии, а избыток обратно уходить в сеть. Системы на основе датчиков будут управлять автоматическим освещением улиц и зданий, отходами и безопасностью. Предполагаются только электромобили, но в конечном итоге рассчитывают на автономные транспортные средства.

4. Копенгаген к 2025 году станет сверхэкологичным “интеллектуалом”

Система Копенгагена отслеживает и анализирует трафик и другие данные в режиме реального времени. Столица Дании движется к «разумному» развитию, интегрированному в экологическую политику. Инкубатор Copenhagen Solutions Lab получил награду в 2017 году за систему, которая контролирует трафик, качество воздуха, управление отходами, использование энергии и анализирует операции в режиме реального времени. Он соединяет системы парковки, светофоры, здания, интеллектуальные системы учета и зарядки для электромобилей, чтобы направлять трафик в реальном времени и оптимизировать энергопотребление в соответствии с ценами на топливо, движением транспорта и погодой. Возможность анализа, мониторинга, сравнения получаемых данных – призвана повысить эффективность предоставляемых услуг.
Как все это распространяется на пользователей? Велосипедисты (большинство в Копенгагене ездит на работу на велосипедах) используют приложение, которое ведет их по улицам города и сообщает, как быстро нужно крутить педали, чтобы успеть на зеленый свет. Другое приложение – планирует маршруты, используя для улучшения работы отзывы пользователей: оно измеряет пройденное расстояние и количество сожженных калорий. Третья онлайн-система – предупреждает о возможных нарушениях и действиях полиции, которую велосипедисты могут использовать для избежания штрафов.

5. Бостон подошел стратегически к “умному” развитию. После “умных” лампочек на улицах, город ставит экологические датчики с определением уровня влажности и загрязнения воздуха

Бостон хочет внедрить «массовый урбанизм». Одним из первых, город построил новый район в морском порту, чтобы стать общественным катализатором инноваций. Ему приписывают инициации в создании более чем 200 стартапов. Его генеральный план основан на гражданском участии, или «урбанизме с широким участием», использующем набор приложений для граждан, передающих информацию о парковке, проблемах обслуживания или общения друг с другом. Пользователи могут сообщать о выбоинах или граффити из любой точки города, а также отслеживать школьный автобус ребенка.
Chinatown с участием участников – это симулятор видеоигры, помогающий сообществу участвовать в планировании и разработке. Бостонская транспортная ловушка известна всем давно, и кампания по облегчению мобильности начинается на основе мобильных микроузлов. Цифровой киоск предоставляет в режиме реального времени информацию об автобусах, поездах, велосипедах, автомобилях и других услугах, а интеллектуальные датчики связывают микроузлы с сигналами сетевого трафика в перегруженных районах.

6. Амстердам – это пиво на дождевой воде, экомонеты, вторая жизнь домов, мебель из биопластика, многоразовая упаковка

Голландский город с энтузиазмом принял интеллектуальные концепции и технологии, создав открытую базу данных с 12 000 набором данных, собранных из каждого городского округа. Living Lab, площадью 3700 кв. метров, оборудована маяками, подключенными к Интернету вещей, которые обеспечивают пользователей данными с помощью устройств Bluetooth. Маяки используют межмашинный протокол, для отправки пакетов данных на расстояния, достигающие трех километров. Многие жители используют велосипеды, но платформы совместного пользования автомобилями соединяют водителей и пассажиров, а автономные транспортные средства доставляют водителей через пять перекрестков между станцией метро и офисным парком.
Государственно-частные проекты направлены на создание интеллектуальной сети в жилищном секторе, чтобы «умно» хранить и расходовать электроэнергию – по востребованию. Еще одна система «умной сети» использует углекислый газ для выработки электроэнергии. Амстердам имеет интеллектуальное освещение с регулируемой яркостью светодиодного освещения. Также у пешеходов и велосипедистов есть приложение, которое может обеспечить их большей освещенностью при прохождении отдельных участков, после чего огни тускнеют снова.

7. Нью-Йорк установил «датчики оружия»: хулиган в подворотне выстрелил из ружья – к нему тут же мчится наряд полиции 

Нью-Йорк установил онлайн-киоски, чтобы люди могли оставаться в сети. В городе запустили пилотную программу, где сотни интеллектуальных датчиков и глобальная сеть с низким энергопотреблением были задействованы в нескольких деловых районах. Собранные данные управляют уборкой мусора и контейнерами для отходов, передавая информацию бригадам по утилизации о степени заполненности баков. Онлайн-киоски для зарядки гаджетов заменяют общественные телефонные будки, обеспечивая подключение к интернету.
Департамент полиции протестировал программное обеспечение Hunch Lab, с использованием данных об исторических преступлениях, моделирования местности и поступающую информацию для прогнозирования и реагирования на преступления. Тест показал заметное снижение уровня насильственных преступлений, и теперь другие городские агентства внедряют Hunch Lab.

8. Лондон к 2041 году обеспечит 80% передвижений граждан – пешком, на велосипедах, общественном транспорте и кэбах

Civic Innovation Challenge мэра Лондона является инкубаторной платформой для стартапов, чтобы разрабатывать решения для широкого круга городских проблем. Это коррелируется с политической инициативой -сделать данные максимально открытыми, поощряя сотрудничество между государственным, техническим и научным секторами.
Connected London – это городская программа по обеспечению связи 5G для всего города, требующая новых разработок для обеспечения полного оптоволоконного покрытия. Городская управа говорит, что для того, чтобы это работало, ячейки 5G сети должны быть разнесены на 200 метров. Другая идея состоит в том, чтобы использовать беспилотники для обнаружения неиспользуемого пространства, где могут быть установлены антенны сотовой связи. Третья инициатива направлена на обеспечение открытого доступа к Wi-Fi в общественных зданиях и на улицах. Знаменитые фонарные столбы Лондона также оснащены датчиками и точками зарядки для электромобилей.

9. Барселона была признана самым первым “умным городом” планеты

Знаменитые кварталы Барселоны со срезанными углами спроектировали и построили еще в XIX веке, чтобы оптимизировать движение транспорта. В умном городе они оказались очень полезны – и для формирования самодостаточных жилых кварталов, и для развития пешеходной и транспортной системы
Барселона была одним из первых городов мира, где появились интеллектуальные системы.

Каталонский город неизменно следует новейшим технологическим решениям, оказывающим заметное влияние на рост экономики, рост которой снизился в 1980-х годах после сокращения текстильной и др. отраслей промышленности. В 2011 году в городе состоялась первая выставка Smart City Expo и Всемирный конгресс, пропагандирующие «самодостаточный город продуктивных районов с оптимизацией человеческой мобильности и нулевым уровнем выбросов и отходов».
Второй по величине город Испании оснащен светодиодными датчиками, установленными на фонарных столбах, которые контролируют движение, качество воздуха, активность пешеходов, шум и степени яркости света. Умные контейнеры с пылесосом всасывают отходы в подземное хранилище, уменьшая неприятные запахи и количество поездок мусоровозов. Они передают муниципальным службам данные об уровнях отходов, их накопительной скорости во всех районах и способствуют тем самым повышению эффективности работы. Инициатива перехода на велосипеды была поддержана повсеместно, и теперь город значительно освобожден от автомобилей, особенно его центральные районы.

10. Гонконг объединяет весь городской транспорт в единую информационную сеть. “Кооперативная осведомленность” откроет возможность запуска беспилотников

Гонконг запустил более 70 инициатив «умного города». В начале 2019 года секретарь по инновациям и технологиям Гонконга объявил о масштабном правительственном проекте по ускорению запуска «умного города». В 2017 году стартовало более 70 инициатив, от «умного правительства» до «умной экономики». Фонарные столбы также оснащены датчиками. Они дешевы и обеспечивают идеальную базу для оснащения 5G технологиями. 55-километровый мост Гонконг-Шухай-Макао соединяет материковый Китай с Гонконгом и Макао. Открытый в 2018 году и оснащенный сетями 4G, он готовится к переходу на 5G. Уже сейчас на 400 «интеллектуальных» фонарных столбах развернуто тестирование 5G сетей в четырех кварталах.
Одной из привлекательных особенностей является новый удобный экран мобильной панели. Он использует данные, полученные из различных государственных ведомств, для отображения в реальном времени изображений, карт, значков и диаграмм информации, таких как средняя скорость движения в различных районах и туннелях, а также температура, количество осадков и наличие парковки. По мере масштабирования к базе данных добавятся автобусы, перевозчики грузов и поезда, малые предприятия и физические лица – все это поднимет рост цифровой экономики. Гонконгцы не спешат внедрять онлайн-банкинг и другие похожие услуги, пока не усилят цифровую безопасность с помощью биометрических мер, таких как распознавание лица или голоса.