Бум продаж электромобилей в 2021 году: в конкурентную борьбу врываются стартапы

Чем руководствоваться в выборе перспективных игроков рынка электромобилей в 2021 году?

В предыдущем материале мы разделили игроков рынка электромобилей на две группы (электро- и автономные транспортные средства) и девять подгрупп: автономные транспортные средства, AV-технологии, аккумуляторы, зарядное оборудование/сети, OEM-производители электромобилей (OEM – непосредственный производитель оборудования), электрические автобусы/фургоны, электрические коммерческие грузовики, модификации/платформы для электромобилей и V2X (автомобиль для всего).
Выбор потенциальных победителей и проигравших в каждой подгруппе усложняется огромным количеством новых игроков и отсутствием финансово-отчетной информации обо всех них.
Кроме того, мы считаем, что со временем консолидация компаний неизбежна, многие потерпят неудачу, объявят о банкротстве, как это уже сделали более десятка амбициозных производителей электромобилей за последние двадцать лет.

Чтобы избежать ошибок в оценке потенциально прибыльных акций, мы рекомендуем, прежде всего, обращать внимание на четыре параметра компании:
1) характеристики (цена, продуктовая матрица и т. д.) и общая привлекательность первоначальных моделей автомобилей;
2) финансовые источники, балансы и ликвидность;
3) возможности роста и потенциал подотрасли;
4) опыт и надежность руководства.

Кроме того, классическая формула «оптимальная цена + диапазон» остается самой актуальной и выигрышной при создании электромобиля, удовлетворяющего вкусу избалованного классическим автопромом потребителя. Кстати, этот парадокс подтвердили традиционные производители автомобилей в конкурентной борьбе с Tesla, где детище Иона Маска пока лидирует по объему продаж.

 

 Успешные стартапы от SPAC: Rivian, Lucid Motors и Fisker

В выборе новых, потенциально успешных производителей электромобилей, мы остановили свой взгляд на Rivian, Lucid Motors и Fisker, поскольку все три компании выигрышны в каждой категории. Они претендуют на первенство в выводе своих электрокаров на рынок, в сравнении с классическими автопроизводителями, находящимися пока на стадии разработки. Ожидается, что элктромодели Rivian и Lucid мы встретим на дорогах уже в конце года, а Fisker поступит в продажу в конце 2022 года.

Rivian

  • Rivian анонсировала о первых поставках своего электропикапа Launch Editions R1T в июне (со стартовой ценой – $ 67 500) и внедорожника R1S – в августе (с начальной ценой – $ 70 000). Обе модели будут иметь дальность действия – 480 км, а усовершенствованные версии R1T – с радиусом действия до 640 км запланированы к январю 2022 года. Мы уверены в востребованности первых двух моделей Rivian, с учетом отсутствия на текущий момент анонсов и предложений аналогичных грузовых электромоделей на рынке и их чрезвычайной популярностью.
  • И еще одни немаловажный фактор: в числе инвесторов Rivian состоят такие компании, как Amazon, Ford, T. Rowe Price, Fidelity, Soros Fund Management и Cox Automotive.
  • Компания инвестировала более $ 1 млрд в обновление и расширение своего завода площадью 325 кв/км в Нормале, штат Иллинойс, который когда-то был автомобильным заводом, управляемым совместным предприятием Mitsubishi и Chrysler.
  • У Rivian заключена сделка по производству фургонов для Amazon: первые поставки партии в 10 000 единиц запланированы в конце 2021 года, а в период 2022-2030 гг. крупнейший цифровой ретейлер получит 100 000 единиц электротранспорта.
  • По данным интернет-издания о стартапах Tech Crunch, с начала 2019 года Rivian завершила раунд сбора средств на общую сумму $ 2,65 млрд, увеличив привлеченные финансы до $ 8 млрд и доведя оценку компании до $ 27,6 млрд. А Bloomberg в апреле сообщил, что Rivian готовится к выходу на IPO уже в сентябре 2021 года с объемом в $ 50 млрд, и это станет крупнейшим событием отрасли в целом.

Lucid

  • Первая модель электромобиля Lucid представляет собой спортивный седан высокого класса с характеристиками, аналогичными Tesla Model S.
  • Серийный выпуск модели Lucid Air Grand Touring стартует во второй половине 2021 года с начальной ценой – $ 139 000, и характеристиками (830 км запаса хода и 1080 лошадиных сил), которые, как говорят, побудили Tesla разработать новую конкурентную модель S Plaid с выводом в розницу в конце текущего года.
  • 1 декабря Lucid завершила строительство первого этапа своего завода площадью 68 кв/км и стоимостью $ 700 млн, расположенного в 70 км от Феникса. Генеральным директором Lucid является бывший ведущий инженер Tesla Model S Питер Роулинсон.
  • Преимущество компании состоит в том, что она получила финансовую поддержку Государственного инвестиционного фонда Саудовской Аравии, который вложил в компанию $ 1,3 млрд. В январе Bloomberg сообщил, что Lucid рассматривает возможность выхода на фондовую биржу путем приобретения через SPAC Майклом Кляйном.
  • Lucid анонсирует к 2022 году продажу 20 000 автомобилей с общим доходом в $ 2,2 млрд. Также производитель ожидает роста выручки до $ 5,5 млрд в 2023 году и $ 9,9 млрд – в 2024-ом.
  • Компания прогнозирует положительную EBITDA в размере $ 594 млн к 2024 году.

Fisker

  • Новая модель электромобиля Fisker Ocean – внедорожник среднего премиального класса с батарейным питанием. Автомобиль, впервые представленный 5 января 2020 года на выставке
  • Consumer Electronics Show, выйдет с конвейера в ноябре 2022 года с розничной ценой $ 37 499-69 900 и запасом хода 400 – 560 км.
  • Fisker позиционирует Ocean, как самое экологичное транспортное средство в мире. Оно будет доступно в двух- и четырехдверных моделях с третьим рядом сидений.
  • Компания основана Хенриком Фискером, который ранее проектировал автомобили для Aston Martin и BMW.
  • Fisker имеет устойчивый баланс с чистыми денежными средствами в размере $ 1,0 млрд по состоянию на 30 сентября 2020 года и подписала стратегическое производственное соглашение с гигантом автозапчастей – Magna International.
  • По состоянию на 24 февраля 2021 г. Fisker получила заказ на поставку 12 000 единиц Ocean с полной предоплатой и подписала меморандум о партнерстве (MOU) с тайваньским производителем Foxconn для разработки второй модели электрокара. Образец получил название «революционного электромобиля» и в четвертом квартале 2023 года предстанет публике в количестве 250 000 единиц.
  • Fisker заявляет, что к 2025 году увеличит ежегодные объемы производства до 200-250 тысяч единиц с выводом на рынок не менее 4 новых моделей электрокаров в год.

В чем причина низкой конкурентоспособности традиционного автопрома?

Проблема классических автопроизводителей на сегодняшний день заключается в низких продажах произведенных электрокаров. Опросы показали, что цена электромобиля и диапазон одноразовой зарядки являются наиболее важными факторами, влияющими на решение потребителя о покупке электромобиля. Именно здесь традиционные автопроизводители терпят фиаско в сравнении с новичками электрического авторынка. Фактически, производство десяти моделей электромобилей (будь то аккумуляторные электрические или гибридные) было прекращено в США (Рисунок 1) за последние два года. На наш взгляд, большинство из них не получили необходимого объема продаж, потому что не имели конкурентоспособной цены и/или не предлагали адекватный рыночному спросу ассортимент. Поэтому, покупатели либо купили электромобиль, который удовлетворял их критериям (для многих это – Tesla), либо традиционный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания.

Рисунок 1: Список моделей электромобилей, снятых с производства в США, 1998-2020 гг.

Мы думаем, что это основная причина, из-за которой Tesla увеличила свое присутствие на рынке электромобилей в США (Рисунок 2) и, скорее всего, находится на своем пике, потому что в спину ей дышат многочисленные новые производители, которые решительно настроены на серьезную и долгую игру.

Примечание: BEV – аккумуляторный электромобиль, PHEV – подключаемый гибридный электромобиль

Перспективы классического автопрома: General Motors и Ford увеличили планируемые инвестиции в технологии EV/AV

  • 28 января текущего года GM заявила, что инвестирует $ 27 млрд в электрические и автономные транспортные средства в течение следующих пяти лет (для сравнения, перед пандемией компания заявляла о $ 20 млрд), пообещав, что к середине десятилетия предложит 30 полностью электрифицированных автоновинок.
  • Кроме того, к концу 2025 года 40% из предлагаемой General Motors линейки моделей будут аккумуляторными электромобилями.
  • GM также заявила, что к 2035 году весь ее автопарк перейдет на электроэнергию.4 февраля Ford пообещал увеличить капитальные инвестиции в производство электрокаров и автономных транспортных средств к 2025 году до $ 29 млрд ($ 22 млрд и $ 7 млрд соответственно).Ранее компания уже заявляла о вложениях в размере $ 11,5 млрд к 2022 году. И, возможно, у модели Ford Mustang Mach-E, вышедшей недавно, есть все шансы стать самым продаваемым электромобилем в США в 2021-ом. Коммерческий фургон Ford E-Transit также планируется к выходу в конце этого года.

Рисунок 3: Топ-20 продаж электромобилей в США по моделям, 2018-2019 гг.

Tesla – законодатель «чистого» поколения авто

  • В 2020 году Tesla произвела 509,7 тыс. автомобилей и успела продать 499 550 машин, следует из отчета автопроизводителя. Компании не хватило 450 продаж для того, чтобы исполнить обещание Илона Маска, заявившего, что в 2020 году Tesla способна выйти на отметку 500 тыс. реализованных автомобилей.
  • Всего в 2020 году компания произвела 454,9 тыс. седанов Model 3 и кроссоверов Model Y – новой серии электромобилей. Еще 54,8 тыс. произведенных машин – это электромобили более ранних серий, седаны Model S и кроссоверы Model X. Из 509,7 тыс. произведенных машин 179,7 тыс. были собраны в четвертом квартале.
  • В I квартале 2021 года Tesla Model 3 стала самым продаваемым седаном премиум-класса в мире, обогнав по продажам BMW 3 Series и Mercedes-Benz E-Class. Это потрясающее достижение для модели электромобиля, производство которой началось всего 4 года назад, а продажи в ближайшее время могут перевалить за 1 миллион экземпляров, учитывая что суммарное число проданных автомобилей в мире на конец первого квартала 2021 года превысило 950 000.
  • Для того, что продемонстрировать как Model 3 достигала данного рубежа и показать, как электромобиль впервые обошел премиальные седаны с двигателем внутреннего сгорания по глобальным продажам, Tesla опубликовала специальную диаграмму.

Рисунок 4: Продажи электромобилей Tesla и ведущих традиционных автопроизводителей, 2017-2021 гг.

Согласно графику, поставки Model 3 увеличились во второй половине прошлого года, поскольку производство на Giga Shanghai начало расти. Позже Tesla также начала экспортировать произведенные в Китае автомобили Model 3 в Европу и Азиатско-Тихоокеанский регион, что помогло улучшить поставки.

 

Рост, динамика и риски  электро- и гибридного авторынка

  • Согласно данным Международного энергетического агентства (МЭА), глобальные продажи электромобилей увеличились с 8000 ед. в 2010 году до 2,1 млн ед. в 2019-ом.
  • Мы ожидаем, что объемы будут продолжать быстро расти, чему будет способствовать внедрение множества новых моделей.
  • В нашу статистику включены как аккумуляторные электромобили (BEV), так и гибридные автомобили с подзарядкой от сети (PHEV).
  • Распределение продаж электромобилей в 2019 году составило примерно 73% – BEV и 27% – PHEV, или 1,533 млн – BEV и 0,568 млн – PHEV.
  • Несмотря на такой впечатляющий рост, электромобили составили всего 2,6% от мировых продаж новых автомобилей в 2019 году.
  • По оценкам McKinsey, до 2022 года во всем мире будет выпущено около 450 новых моделей электромобилей.
  • Учитывая резкий рост предложений электромобилей, мы считаем, что не все новые модели будут иметь успех у потребителей, особенно в части ценовой и ассортиментной политики. Ставка производителей на то, что появится рынок подключаемых гибридов с меньшим запасом хода для городских и пригородных условий передвижения на работу, в магазин только на батарейках, может не оправдаться. Опросы показывают, что при покупке электромобиля определяющей характеристикой, после стоимости, является функционал.

 

Доля государств в мировом рынке электромобилей

  • Если оценивать вклад отдельной страны в рамках емкости всего рынка электромобилей, то Норвегия, несомненно, является лидером. 55,9% от общего объема автопродаж в скандинавском государстве в 2020 году составили электромобили.
  • За Норвегией следуют Нидерланды (15,1%), Швеция (11,4%), Финляндия (6,9%), Португалия (5,7%) и Китай (4,9%).
  • США разделили двенадцатое место с Южной Кореей по доле рынка электромобилей (2,1%).
  • Продажи во многих европейских странах были увеличены за счет государственных стимулирующих мероприятий и субсидий. Например, в Норвегии налог на автомобили с двигателем внутреннего сгорания значительно выше налога на электротранспорт. Кроме того, последние имеют 25%-ое снижение на налог на добавленную стоимость (НДС), налог на вес и налог на выбросы NOx.
  • Наши прогнозы по продажам электромобилей в США за 2021 год оптимистичны и должны вырасти более чем на 50%, превысив цифру в 500 000 единиц. Несмотря на падение объемов продаж американских электромобилей в 2019-2020 гг. (в 2019 г. продажи упали на 9,6%, а в 2020 г. выросли всего на 4%) из-за Covid-19, мы думаем, что появление новых моделей с большим радиусом действия и федеральная налоговая субсидия в размере $ 7500 посодействуют росту продаж. Мы также уверены, что экологическая политика администрации Байдена и государственные льготы, плюс 90% снижение стоимости литий-ионных аккумуляторов подкрепят потенциал нашего оптимистичного прогноза.
  • Также в 2021 году электромобили будут более конкурентоспособными с традиционными авто в цене, чем когда-либо. Инновации в технологиях аккумуляторов с улучшенным диапазоном одноразовой и быстрой зарядки сыграют в этом немаловажную роль.
  • И, последний аргумент, если посмотреть на подгруппы SPAC, то одной из самых перспективных направлений является сектор зарядки оборудования и сетей.
  • В своей предвыборной программе президент Байден заявлял, что при нем федеральное правительство поможет построить 500 000 дополнительных зарядных станций для электромобилей и поддержит исследования в области аккумуляторных технологий. Чтобы представить этот объем в перспективе, по данным Министерства энергетики США, в настоящее время в Америке работает лишь 40900 зарядных станций с 99 231 розеткой. На большей территории страны относительно мало зарядных станций, что может замедлить рост рынка электромобилей, потому что «радиус дальности» остается реальной проблемой для потребителей.
  • Самыми перспективными компаниями, которые планируют стать публичными через SPAC, и уже пытаются получить внимание на хайпе нехватки электрозаправок, являются ChargePoint, EVBox и EVgo. Если вам интересно получить финансовую информацию по данным компаниям, то оформляйте подписку на сайте, и мы отправим вам на почту полный отчет с мнением и прогнозом от наших аналитиков.

Мнение аналитиков Megatrends и Oxford Economics: факторы риска и бум продаж

  • Безусловно, у нашего анализа есть риски, которые включают в себя глобальные экономические условия, высокоцикличный характер автомобильной промышленности, процентные ставки, цены на сырую нефть и бензин, затраты на сырье и рабочую силу и другие факторы.
  • Курсы валют также имеют положительное или отрицательное влияние на рынок.
  • Риски в создании и реализации электро- и автономных транспортных средств включают стоимость разработки и производства технологий, широкий потребительский спрос и вопросы, связанные с безопасностью/надежностью, экономичностью электромобилей, государственными субсидиями, доступностью цены и зарядных станций, умеренными ценами на кобальт, литий и др. сырье, используемое в батареях.
  • И, несмотря на все риски, мировые продажи гибридных и электрических автомобилей в 2021 году составят 16% от общих продаж легковых машин, против 11% в 2020 году, на фоне растущего спроса на электрокары, прогнозируют эксперты британской аналитической компании Oxford Economics (OE).
  • Доля продаж электрокаров от общего объема продаж новых легковых автомобилей достигнет 16% в 2021 году, по сравнению с 11% в 2020 году – это самый большой годовой прирост доли рынка электромобилей за всю историю.
  • К 2030 году эта доля достигнет 44%, считают в ОЕ.
  • Более быстрыми темпами спрос на электромобили развивается в Европе, поддерживаемый программами по сокращению вредных выбросов в атмосферу. В этой связи доля продаж электрокаров в Европе в 2021 году может достичь 31%, а к 2030 году – 80%.
  • Стоимость экологичных автомобилей может быть снижена за счет снижения цены автомобильных аккумуляторов, являющихся самым дорогим компонентом в настоящее время (около 30% от стоимости всего автомобиля). По мере удешевления аккумуляторов продажи электрокаров будут расти и существенно ускорятся с 2028 года.
  • Мы не только регулярно мониторим мегатенденции автомобильного рынка, но у нас можно получить информацию о выгодных вложениях во все отрасли экономики. К примеру, подробный анализ акций высокотехнологичных компаний можно найти перейдя по ссылке.
  •  Оставляйте заявку-запрос на сайте и мы предложим вам лучшие акции дня.
Дмитрий Исаков
Исаков Дмитрий профессиональный инвестор, финансист - 10 лет на финансовых рынках - Окончил НИУ “Высшая школа экономики”, MBA “Управление инвестициями”, Сертификаты ФСФР 1.0, 5.0 - Возглавлял департамент инвестиционных продуктов БИНБАНК Private-banking. - Запускал направление брокерского обслуживания для швейцарского фонда EuroTrust. - Работал с крупными состоятельными клиентами в Альфа-Банке и АТОНе. - Управлял портфелем активов более 30 млн USD. В 2019 году создал онлайн-платформу для инвестиций в малый и средний бизнес Lender Invest.