Акции электромобилей. Что ждет рынок к 2025 году?

Отличительные характеристики индустрии электромобилей

Для сравнения вы можете познакомиться с более ранним обзором Megatrends о проектах традиционных автопроизводителей в 2020 году, которые планировали занять место на рынке электромобилей.

  • Индустрия электромобилей отличается от традиционной автомобильной промышленности, прежде всего, своей новизной. Если до недавнего времени лишь очень немногие компании производили часто не вполне удовлетворяющие спросу электромобили, то теперь каждый крупный автопроизводитель разрабатывает или производит электромобили под своим брендом.
  • Поскольку интерес к электромобилям находится еще на самой стартовой позиции, единственным широко известным лидером отрасли является Tesla.
  • Начинающие производители электромобилей конкурируют с традиционными автопроизводителями за долю электрифицированного авторынка. Это сильно затрудняет работу аналитиков в определении доминирующих на рассматриваемом рынке в будущем компаний.
  • Такая непредсказуемость делает покупку акций производителей электромобилей рискованным, азартным и, как вы понимаете, высокодоходным мероприятием. Давайте разбираться с этими гипотезами в деталях.

Будущее электромобилей

  • Сектор электромобилей стал очень выигрышным при администрации Байдена. Предложенный президентом план развития инфраструктуры и создания рабочих мест, оцениваемый в $ 2 трлн, предусматривает выделение $ 174 млрд на расходы, связанные с электромобилями. Сообщается, что $ 100 млрд предназначены на скидки для покупки электромобилей, а $ 15 млрд – на строительство зарядных станций.
  • Многие компании-новички электромобильной отрасли становятся публичными только сейчас, в то время как акции классических автопроизводителей, выпускающих новые модели электромобилей под известными брендами, в ходу не один десяток лет. Инвестиции в эту высококонкурентную, быстрорастущую отрасль, безусловно, будут прибыльными, но важно принять меры для минимизации инвестиционных рисков.
  • Совет от Megatrends (в разделе Блог вы можете найти для себя выгодные акции из других секторов экономики от центовых до дорогих): не инвестируйте только в акции одной компании, занимайте позиции в нескольких компаниях разного размера, а также рассмотрите возможность покупки акций в ETF. Для решения этой задачи вам придется апеллировать минимумом эмоций и максимумом цифр. Переходим к фактам, цифрам и прогнозам.

Кого можно встретить на рынке электрических и беспилотных автомобилей?

  • В начале мая по всем мировым СМИ разлетелась новость о том, что Woven Planet, дочерняя компания Toyota, покупает самоуправляемое подразделение Lyft Level 5 за $ 550 млн. Сделка состоится в третьем квартале 2021 года и будет включать $ 200 млн авансового платежа и выплаты в $ 350 млн в течение последующих 5 лет.
  • Toyota получит полный контроль над технологиями Lyft и командой из 300 человек. Lyft останется в игре в качестве партнера по самоуправляемым автомобилям Toyota, предоставляя услуги платформы по вызову пассажиров для коммерциализации технологии.
  • Сделка Toyota-Lyft для многих инвесторов важна, потому что произошла после года серьезных сдвигов в индустрии беспилотных автомобилей. Более того, она показательна и говорит о том, что на рынке автономных (беспилотных) транспортных средств могут доминировать компании-гиганты, которые отдают себе отчет в том, что вложенные огромные финансовые средства окупятся только в долгосрочной перспективе, сроком от нескольких до 10 лет.
  • Google и Apple – еще два гиганта, работающих в сфере беспилотных автомобилей с передовым программным обеспечением. В 2016 году Google назвал свой беспилотный автомобиль Waymo. Наряду с камерой, лидаром и радарным датчиком в автомобиле Google есть микрофон для обнаружения сирен от машин экстренных служб. В 2019 году Apple приобрела стартап Drive.ai, который в 2017 году стоил $ 200 млн.
  • Китайская телекоммуникационная компания Huawei инвестирует $ 1 млрд в разработку автономных и электрических транспортных технологий в партнерстве с BAIC Group, Chongqing Changan Automobile и Guangzhou Automobile Group. Производители смартфонов и электроники Xiaomi и Foxconn, а также гигант поисковых систем Baidu недавно объявили о намерении разрабатывать и производить электромобили.

Что надо знать о рынке электрических и беспилотных транспортных средств (EV/AV)

Обеспечивая понимание относительных размеров быстрорастущего рынка электро – и беспилотных автомобилей, аккумуляторов и т. д., наша задача – дать вам отраслевые показатели, чтобы вы смогли выбрать более привлекательный для себя сегмент индустрии «зеленых» автомобилей и принять обоснованные инвестиционные решения.
Итак, ключевые факторы, которые сыграют важную роль для формирования вашего динамично растущего инвестпортфеля.

1. Глобальные усилия по ограничению выбросов парниковых газов привели к введению правительствами ведущих мировых государств жестких законов. Например, в Европе к 2025 году должно быть реализовано постановление о сокращении выбросов CO2 легкими и средними коммерческими транспортными средствами на 15%. Многие страны ввели обязательную регулярную проверку транспортных средств на уровень загрязнения окружающей среды. Так, в Индии внедряются нормы Bharat Stage VI (BS-VI) для использования эффективных двигателей по снижению выбросов углерода. Повсеместное активное внедрение программы декарбонизации в 2021-2030 гг. окажет глобальное влияние на рынок электро- и беспилотных автомобилей.

2. Ожидается, что в 2021-2030 гг. Европа будет лидером мирового рынка, благодаря усиливающимся правительственным инициативам по сокращению выбросов углерода. Увеличение производства автомобилей в Великобритании, Германии и Франции положительно повлияет на рост рынка в регионе. Размер рынка в Азиатско-Тихоокеанском регионе будет увеличиваться за счет удовлетворения растущего спроса на легковые автомобили, путем предложения экономичных электромобилей.

3. По данным Bloomberg, к концу июля 2021 г. будут ужесточены стандарты требований к выбросам транспортных средств. Этот график соответствует плану декарбонизации президента Байдена и предполагает дальнейшее введение правил, связанных с запретом новых автомобилей с газовыми двигателями. Для сравнения, на транспортный сектор США пришлось 28% всех выбросов парниковых газов по состоянию на 2018 год.

4. В то время как в США и Европе основной формой городской мобильности является автомобиль, в Восточной Азии доминирующим видом транспорта остается экономичный мотоцикл. Мотоциклы в большинстве своем не соответствуют стандартам выбросов автомобилей и в большей степени загрязняют окружающую среду. За последнее десятилетие Индия обогнала Китай и стала крупнейшим в мире потребителем мотоциклов (17 млн единиц в 2020 году из 57 млн, проданных по всему миру). Кстати, Индия занимает седьмое место в рейтинге топ-10 самых загрязняющих городов. Надо учесть тот факт, что при автоэлектрификации таких стран, как Индия, основным трендом будет выступать электрификация двухколесных и микроавтомобилей.

5. К 2027 году рынок электромобилей достигнет $ 985,72 млрд со среднегодовым темпом роста 17,4%. Крупными игроками рынка на данный период являются: Bayerische Motoren Werke AG (BMW) (Мюнхен, Германия), BYD Company Limited (Шэньчжэнь, Китай), Daimler AG (Штутгарт, Германия), Energica Motor Company SPA (Модена, Италия), Ford Motors (Мичиган, США), General Motors Company (Мичиган, США), Nissan Motors Co. Ltd. (Канагава, Япония), Tesla, Inc. (Калифорния, США), Toyota Motor Corporation (Toyota City, Япония) , Volkswagen AG (Вольфсбург, Германия), Groupe Renault (Булонь-Бийанкур, Франция), Jiangling Motors Corporation Limited (Цзянси, Китай), Lucid Motors, Inc. (Калифорния, США), Zotye International Automobile Trading Co. Ltd. (Ханчжоу, Китай).

6. Беспилотные автомобили, известные как автономные транспортные средства, автомобили-роботы или робомобили, в 2021 году изменят основы транспортировки. Технологический прогресс позволит избежать риска аварий, энергопотребления, стоимости страховки и воздействия на окружающую среду, в значительной степени избегая пробок. Согласно прогнозам ResearchAndMarkets.com, к концу 2030 года мировой рынок автономных транспортных средств составит $ 325,9 млрд.
7. Автоматизированные автомобили будут ездить как обычные, но управляться технологиями искусственного интеллекта без вмешательства человека. Работа будет основана на сочетании таких технологий, как RADAR (обнаружение и определение дальности по радио), LiDAR (обнаружение света и дальности), камеры и связь V2X (связь между автомобилем и остальным миром). У каждого из этих аппаратных компонентов есть свои сильные стороны и ограничения. Согласно исследованию, в 2021 году мировой рынок беспилотных автомобилей составит $ 10,1 млрд.

8. Федеральное финансирование сетей зарядки электромобилей может оказаться важнее, чем стимулирование потребительского спроса. По словам Стефани Бринли, главного автомобильного аналитика IHS Markit, цитируемого Autoweek: «Государственное стимулирование будет содействовать ускорению внедрения электрификации автотранспорта, но программа вряд ли повлияет на траекторию планов автопроизводителей, выпускающих электромобили. Мы видели, как сочетание государственных и федеральных активов привело к увеличению продаж электромобилей в некоторых областях США, но они упали, как только федеральный кредит был снижен».

9. Корейские производители аккумуляторов SK Innovation и LG Energy Solution договорились урегулировать все судебные разбирательства в США и Корее, связанные с электромобилями, и не подавать иски друг против друга в течение 10 лет. SK Innovation выплатит LG Energy Solution 2 триллиона вон ($ 1,8 млрд), «распределенных на единовременные выплаты и текущий гонорар». Споры компаний о коммерческой тайне могут поставить под угрозу планы SK Innovation по расширению своего производственного присутствия в Джорджии, что приведет к перебоям в поставках для производителей, включая Ford и Volkswagen.

Специализированные компании: активация эпохи электрических и беспилотных транспортных средств посредством SPAC

Рисунок 1: Сделки IPO SPAC в США в 2009-2021 гг.

В 2020 году в США посредством SPAC (специализированная компания по целевым слияниям и поглощениям) было проведено IPO больше (первое публичное размещение акций), чем за все предыдущие годы, вместе взятые. Так, по данным SPAC Insider.com, в 2020 году было проведено 248 IPO-транзакций, валовая выручка которых составила $ 83 млрд. Для сравнения: в период с 2009 по 2019 год в США было проведено 226 IPO SPAC, валовая выручка которых составила $ 47,1 млрд.
SPAC (также известная, как «компания с пустыми чеками») – не проводит коммерческих операций, но привлекает капитал посредством IPO с целью приобретения существующей компании. С начала 2021 года деятельность Special-purpose acquisition company значительно ускорилась, и до 23 февраля было проведено 166 IPO SPAC с валовой выручкой $ 50,4 млрд.
Ожидается, что в оставшемся 2021 году активность не спадет и превысит прошлогодний уровень. Также инвестиционные аналитики ожидают, что крупнейшие сделки SPAC в ближайшей перспективе будут связаны с компаниями быстрорастущего сегмента электрических и беспилотных транспортных средств (EV/AV).
В настоящее время многие из компаний электромобильного сектора напоминают скорее бизнес-планы, чем предприятия, приносящие прибыль, но потенциал роста рынка электро- и робомобилей, плюс экологически ориентированная политика нового руководства США, вселяют оптимизм спонсорам SPAC.
На фоне большого количества моделей электромобилей новые игроки могут оказаться как в выигрышном, так и в проигрышном положении. В стартап- сегменте стоит обратить внимание на подающих надежды Fisker, Rivian и Lucid, о которых мы более детально поговорим в следующем отчете.
Есть еще один нюанс, если Tesla добилась значительного преимущества в качестве первопроходца, то традиционным автопроизводителям сложней привлекать внимание потребителей к своим моделям электромобилей. Так, GM и Ford сейчас находятся в фазе активного расширения своих электрифицированных продуктовых портфелей.

Проекты SPAC: лидирующие сегменты электрической автоиндустрии

Компании электроавтоиндустрии, которые решили выйти на публичные торги через SPAC, сосредоточены в двух группах – EV/AV и девяти подгруппах:

  • автономные транспортные средства,
  • AV-технологии,
  • аккумуляторы,
  • зарядное оборудование/сети,
  • OEM-производители электромобилей (OEM – непосредственный производитель оборудования),
  • электрические автобусы/фургоны,
  • электрические коммерческие грузовики,
  • модификации/платформы для электромобилей,
  • V2X (автомобиль для всего).

OEM-производители, коммерческие грузовики, автобусы/фургоны – привлекли наибольшее внимание в SPAC, но компании, сосредоточившие свое внимание на аккумуляторных технологиях, зарядном оборудовании/сетях, AV-технологиях и других областях, превзошли первых по количеству транзакций.
Две автомобильные компании могут стать публичными в 2021 году и получить статус крупнейших сделок в SPAC – это Lucid Motors и Rivian. Такие компании, как Lordstown, Canoo и Fisker, также остаются одними из самых финансируемых и известных стартапов последней волны (в разработке Aptera, Proterra, Nikola – и это только в США, не говоря уже о Китае).

Рисунок 2: SPAC, связанные с электрическими / автономными транспортными средствами 


 

Мнение аналитиков Megatrends

У автодизайнера Fisker Хенрика Фискера есть история с Tesla. В 2007 году он работал в Tesla над дизайном электрического седана под кодовым названием White Star, который ни к чему не привел. В том же году он основал свою собственную компанию по производству подключаемого гибрида под названием Karma. Tesla утверждала, что Фискер сделал это, используя украденные коммерческие секреты, и подала на него в суд в 2008 году.

«Мы были очень расстроены тем, что он взял исходные спецификации для Model S, а затем ушел и запланировал создать такую же машину», – признавался Илон Маск. Но Tesla проиграла Fisker $ 1,14 млн в качестве компенсации.

В 2012 году Fisker Automotive разорилась, поставив около 1800 Karmas, и потратив около $ 1 млрд (мелочь для сегодняшних стартапов). В 2016 году Хенрик Фискер перезапустил свою одноименную компанию и заработал новый миллиард за счет слияния с SPAC. Фирма занимается разработкой электрического внедорожника под названием Ocean.
Для чего мы обратились к этим фактам, спросите вы? Стартапы различаются не только рынками, на которые они нацелены, но и способами, которыми они планируют производить свои автомобили. Lucid, как и Tesla, производит большую часть своих компонентов собственными силами, в то время как Fisker и Canoo делают ставку на передачу большей части производства другим компаниям.
Какая стратегия лучше? Любая может быть успешной, если вспомнить, что Tesla начинала с аутсорсинга, постепенно увеличивая объемы производства внутри компании, так как поставщикам не удавалось идти в ногу с инновациями Tesla.
Tesla занимает лидирующее положение, потому что у нее есть внутренние технологии. Вот почему она стоит $ 650 млрд, а другие компании – нет. Большинство стартапов электромобилей будут конкурировать не только с законодателем моды, но и с мощными традиционными автопроизводителями. И вероятность того, что кто-то из вышеперечисленных новичков выведет на дорогу свой электрокар раньше, чем классические автопроизводители, высока.

У Fisker и Rivian есть правильная бизнес-модель и маркетинговая стратегия, чтобы занять большую часть рынка электромобилей в сегменте грузовых фургонов и полноразмерных внедорожников, где у них может не оказаться сильных конкурентов.

Ожидается, что автомобили Rivian и Lucid появятся на дорогах к концу этого года, а Fisker – к 2022-му. Так что держите руку на пульсе акций электромобилей вместе с нами, места уже заняты, начинается борьба за их распределение на мировой арене.

Следите за нашим экспертным блогом, чтобы не упустить новые прогнозы и аналитику по акциям рынка электро- и робомобилей. А если вам интересно получить более глубокое исследование рынка и рекомендации по выгодным акциям и инвестициям, то заполняйте форму обратной связи на нашем сайте или запрашивайте нужную вам информацию в чате нашего Телеграм-канала.

Вам также могут быть интересны статьи:

Топ-10 тенденций зеленого энергетического рынка, которые помогут удвоить ваши инвестиции в 2021 году
Простое о сложном. Фондовый рынок в 2021 году: как заработать, преимущества, риски

Дмитрий Исаков
Исаков Дмитрий профессиональный инвестор, финансист - 10 лет на финансовых рынках - Окончил НИУ “Высшая школа экономики”, MBA “Управление инвестициями”, Сертификаты ФСФР 1.0, 5.0 - Возглавлял департамент инвестиционных продуктов БИНБАНК Private-banking. - Запускал направление брокерского обслуживания для швейцарского фонда EuroTrust. - Работал с крупными состоятельными клиентами в Альфа-Банке и АТОНе. - Управлял портфелем активов более 30 млн USD. В 2019 году создал онлайн-платформу для инвестиций в малый и средний бизнес Lender Invest.